Жизнь ребенка социально организована с самого рождения и включает в себя череду бытовых действий, повторяющихся каждый день: сон, умывание, еда, пользование туалетом, одевание и раздевание. Сензитивный период формирования культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Навык - это частично автоматизированное действие, сформированное в результате многократных повторений. При хорошем навыке все действия, которые мы совершаем, не осознаются, они производятся как бы сами собой. Навык, ставший потребностью, называется привычкой. Задача родителей и педагогов - эту привычку воспитать.
В основе самообслуживания лежат культурно-гигиенические навыки
К их числу относится все, что связано с повседневной жизнью: с приемом пищи, умыванием, мытьем, туалетом, одеванием и раздеванием, подготовкой и уборкой постели, гигиеной жилья.
Для того, чтобы есть, ребенок должен научиться пользоваться ложкой и вилкой, чтобы умываться - мылом и полотенцем, чтобы пить - чашкой, чтобы причесываться — расческой, то есть ему необходимо развивать предметную деятельность. Становление предметной деятельности совпадает с формированием культурно-гигиенических навыков (табл. 8), когда малышей начинают учить пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой, мылом, полотенцем и другими предметами.
Таблица 8
Развитие культурно-гигиенических навыков в норме
| Возраст | Прием пищи | Одевание и раздевание | Гигиена тела и навыки туалета |
| 12-18 | Самостоятельно ест | Снимает носки, | Обращает внимание на |
| мес. | любую пищу, пьет и | ! шапку, ботинки, | грязные руки. С помо- |
| чашки, которую дер- | учится снимать | щью взрослого моет и | |
| жит двумя руками | колготки. Надева- | вытирает руки. Реаги- | |
| С 12 месяцев учится | ет шапку. Помо- | рует на мокрые шта- | |
| самостоятельно есть | гает одевать и раз- | нишки. Когда хочет в | |
| ложкой густую пищу. | девать себя соот- | туалет, дает знать об | |
| В 16-18 месяцев учит- | ветствующими | этом взрослому, про- | |
| ся есть ложкой жид- | движениями рук | являя беспокойство или | |
| кую пищу. Пользуется | и ног | издавая какой-то звук | |
| салфеткой с помощью | |||
| взрослого | |||
| 18-24 | Не проливая содержи | - Снимает расстег- | С небольшой помощью |
| мес. | мого. пьет из чашки. | нутые штаны, | взрослого моет руки, |
| Держит чашку одной | куртку, пальто. | вытирает их полотен- | |
| рукой. Ест ложкой, | К двум годам ча- | цем. Контролирует | |
| ничего не роняя. | стично надевает | свой стул, снимает шта- | |
| - | Пользуется салфеткой | на себя одежду с | нишки, когда садится |
| если попросить вы- | небольшой помо- | на горшок. В течение | |
| тереть рот | щью взрослого | дня регулярно остается | |
| сухим. Регулярно про- | |||
| глатывает слюну. | |||
| Чистит по подражанию | |||
| зубы |
Продолжение табл 8
| 24-36 | Совершенствует на- | Надевает носки, | Самостоятельно моет |
| мес | выки приема пищи | штанишки, | руки с мылом и выти- |
| Ест не размолотую | ботинки, | рается полотенцем В | |
| пишу Сам аккуратно | снимает футболку | 2,5-3 года моет руки с | |
| ест ложкой и вилкой | рубашку, платье | мылом перед едой | |
| Пьет жидкость через | Расстегивает за- | Вытирает нос, когда | |
| соломинку Самосто- | стежку «молния» | ему об этом напомина- | |
| ятельно пользуется | крупные пугови- | ют П о каз ы вает же с - | |
| салфеткой, говорит | цы Аккуратно, в | том, что хочет в туалет, | |
| «спасибо» | определенном по | или сообщает об этом | |
| рядке, складывав- | ' словами Под руковод- | ||
| одежду на стул | ством взрослого ходит в | ||
| Вешает пальто | туалет (снимает шта- | ||
| нишки, садится на гор- | |||
| шок, надевает штаниш- | |||
| ки) Помогает мыть се- | |||
| бя (трет тело губкой | |||
| или рукавичкой) Моет | |||
| в ванне руки и ноги |






