Этапы формирования навыков самообслуживания в норме

Жизнь ребенка социально организована с самого рождения и включает в себя череду бытовых действий, повторяющихся каж­дый день: сон, умывание, еда, пользование туалетом, одевание и раздевание. Сензитивный период формирования культурно-ги­гиенических навыков приходится на раннее детство. Навык - это частично автоматизированное действие, сформированное в ре­зультате многократных повторений. При хорошем навыке все дей­ствия, которые мы совершаем, не осознаются, они производятся как бы сами собой. Навык, ставший потребностью, называется привычкой. Задача родителей и педагогов - эту привычку воспи­тать.

В основе самообслуживания лежат культурно-гигиенические навыки


К их числу относится все, что связано с повседневной жиз­нью: с приемом пищи, умыванием, мытьем, туалетом, одева­нием и раздеванием, подготовкой и уборкой постели, гигие­ной жилья.

Для того, чтобы есть, ребенок должен научиться пользовать­ся ложкой и вилкой, чтобы умываться - мылом и полотенцем, чтобы пить - чашкой, чтобы причесываться — расческой, то есть ему необходимо развивать предметную деятельность. Становление предметной деятельности совпадает с формированием культурно-гигиенических навыков (табл. 8), когда малышей начинают учить пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой, мылом, полотенцем и другими предметами.

Таблица 8

Развитие культурно-гигиенических навыков в норме

 

Возраст Прием пищи Одевание и раздевание Гигиена тела и навыки туалета
       
12-18 Самостоятельно ест Снимает носки, Обращает внимание на
мес. любую пищу, пьет и ! шапку, ботинки, грязные руки. С помо-
  чашки, которую дер- учится снимать щью взрослого моет и
  жит двумя руками колготки. Надева- вытирает руки. Реаги-
  С 12 месяцев учится ет шапку. Помо- рует на мокрые шта-
  самостоятельно есть гает одевать и раз- нишки. Когда хочет в
  ложкой густую пищу. девать себя соот- туалет, дает знать об
  В 16-18 месяцев учит- ветствующими этом взрослому, про-
  ся есть ложкой жид- движениями рук являя беспокойство или
  кую пищу. Пользуется и ног издавая какой-то звук
  салфеткой с помощью    
  взрослого    
18-24 Не проливая содержи - Снимает расстег- С небольшой помощью
мес. мого. пьет из чашки. нутые штаны, взрослого моет руки,
  Держит чашку одной куртку, пальто. вытирает их полотен-
  рукой. Ест ложкой, К двум годам ча- цем. Контролирует
  ничего не роняя. стично надевает свой стул, снимает шта-
- Пользуется салфеткой на себя одежду с нишки, когда садится
  если попросить вы- небольшой помо- на горшок. В течение
  тереть рот щью взрослого дня регулярно остается
      сухим. Регулярно про-
      глатывает слюну.
      Чистит по подражанию
      зубы

Продолжение табл 8

 

       
24-36 Совершенствует на- Надевает носки, Самостоятельно моет
мес выки приема пищи штанишки, руки с мылом и выти-
  Ест не размолотую ботинки, рается полотенцем В
  пишу Сам аккуратно снимает футболку 2,5-3 года моет руки с
  ест ложкой и вилкой рубашку, платье мылом перед едой
  Пьет жидкость через Расстегивает за- Вытирает нос, когда
  соломинку Самосто- стежку «молния» ему об этом напомина-
  ятельно пользуется крупные пугови- ют П о каз ы вает же с -
  салфеткой, говорит цы Аккуратно, в том, что хочет в туалет,
  «спасибо» определенном по или сообщает об этом
    рядке, складывав- ' словами Под руковод-
    одежду на стул ством взрослого ходит в
    Вешает пальто туалет (снимает шта-
      нишки, садится на гор-
      шок, надевает штаниш-
      ки) Помогает мыть се-
      бя (трет тело губкой
      или рукавичкой) Моет
      в ванне руки и ноги

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: