Урегулирование этнических конфликтов

Этнические конфликты.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты, вызванные борьбой за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего, это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Этнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В современной России национально-этнические конфликты, чаще всего, носят политический характер.

В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют типы конфликтов:

· Социально-экономические – борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу;

· Культурно-языковые – защита родного языка и национальной культуры;

· Территориально-статусные – борьба за изменения границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса;

· Сепаратистские – борьба за выход из состава Федерации и образование собственного независимого государства.

По формам и методам противодействия этнические конфликты также можно разделить на мирные (ненасильственные) и не мирные (насильственные). При этом насильственные могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающими развернутые боевые действия сторон. К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты.

Наиболее болезненны и эмоционально насыщены конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса.

Какие бы причины ни лежали в основе того или иного конфликта, в своем развитии любой конфликт выражает чьи-то интересы и преследует определенные цели (порой не вполне осознаваемые его участниками). Часто конфликты между нормами и ценностями разных культур происходят на бытовом уровне в ходе повседневного общения. Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение.

Урегулирование этнических конфликтов.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов.

Выход из межэтнического конфликта может быть различным – от компромисса до применения силы. Первое условие для успешного разрешения конфликтной ситуации – обеспечить свободу выбора каждой противоборствующей стороне, избегать любого постороннего вмешательства. Второе условие – прекращение боевых действий и достижение политического компромисса между участниками конфликта.

Система урегулирования межнациональных конфликтов может быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов.

Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, которые действуют на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер (инструментов) регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения:

· Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.

· Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов – обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т.д.

· Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблем.

В регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР следует учитывать следующие принципы:

· Неизменность территориальных границ национальных образований: республик, областей, районов даже при возможной их спорности;

· Решение всех спорных вопросов исключительно неконфликтными методами на основе действующих в данный момент законов;

· Экономическое равноправие, выражающееся в самостоятельности входящих в РФ национальных образований;

· Децентрализация территориального управления, предусматривающая делегирование полномочий сверху вниз и четкое их разграничение.

Для того чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы. Поэтому возникает вопрос о заключении своего рода «общественного договора» между государством и всеми входящими в его состав этносами. Роль верховного арбитра в решении спорных вопросов и гаранта в выполнении договора должна быть делегирована Федеральному центру (или специально созданному для этого институту власти)

Для самореализации этнических групп в рамках своей субкультуры им необходимо передать часть федеральной власти при условии соблюдения всеми общих принципов общественного договора. Но чтобы делиться властью, государство должно обладать силой и при необходимости иметь возможность силовыми методами пресекать сепаратистские и экстремистские поползновения в межэтнических отношениях.

Конституция РФ как Основной Закон не может содержать все установки и давать ответы на все вопросы жизнедеятельности многонационального российского общества. Поэтому выработана и принята в 1996 году специальная Концепция Государственной политики РФ. Но, по мнению некоторых ученых, в настоящее время в России отсутствует стратегия в развитии межэтнических отношений. Действия Федерального Центра напоминают пожарную команду, которая пытается тушить уже вспыхнувшие пожары межэтнических конфликтов. Чтобы исправить положение, необходимо разработать и принять долговременную программу межэтнической стабилизации, интеграции, кооперации и межэтнического сотрудничества. В рамках этой программы следует предусмотреть создание специализированоой сети организаций по предупреждению и урегулированию конфликтов, в частности, конфликтологический мониторинг для выявления конфликтных ситуаций на ранней стадии развития и выработки соответствующих рекомендаций по их регулированию.

Список литературы.

1. Социальная конфликтология. /Под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –336 с.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: «Тетра Системс», 2001 – 464 с.

3. Введение в конфликтологию – М.: Гуманит. изд. центр ВАПДОС, 2000. – 176 с.

4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология – М.: Юристъ, 2001. – 511с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: