Политическое развитие страны

ТЕМА № 15. СССР в 1945-1953

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Необходимо было возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Руководство страны стратегическую задачу развития общества видело в построении социалистического общества.

Советское общество после войны.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы около 8, 5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов – военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов.

Перенеся тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. По окончании войны И. В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП (б). Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административного и идеологического аппарата.

В 1946 – 1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП (б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы. Озвучивались и другие предложения. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над документом. Перемены к лучшему не произошли. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Укрепление административно – командной системы.

Решение задач восстановительного периода осуществлялась в условиях сложившейся в предшествующие годы командно – бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП (б) обязывала первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административные меры по отношению к колхозникам, не выработавшем обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам» не могли улучшить положения дел в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: