Политическое развитие страны. После смерти И.В. Сталина был объявлен курс на демократизацию общественной и партийной жизни. В 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК правящей партии возглавил Н.С. Хрущев. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел В. М. Молотов, министром обороны Н. А. Булганин. Министром внутренних дел стал Л.П. Берия. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности придерживаться ленинского принципа “коллективного руководства” государством. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство.
Несмотря на то, что сразу после смерти Сталина фигурой номер один в руководстве страны считался Маленков, фактически ведущую роль начал играть Берия. Он исходил из того, что главным звеном в послесталинском обществе по прежнему должны оставаться силовые ведомства, к руководству которыми выдвигались его ставленники. В марте 1953 г. были заменены руководители МВД во всех союзных республиках, 12 автономных областях, 6 краях и 49 областях России. Новые руководители в свою очередь проводили замену кадров в среднем руководящем звене. Органы госбезопасности имели решающее слово при любых выдвижениях или перемещениях партийных, государственных и хозяйственных кадров.
Берия создал следственные группы и комиссии по пересмотру дел, находящихся в производстве отделов и управлений МВД. Такие группы занимались делами “арестованных врачей”, “Бывших сотрудников МГБ”, “работников Главного артиллерийского управления Военного министерства”, по делам “о выселении граждан из Грузии”, “по обвинению бывшего руководства ВВС и Министерства авиационной промышленности”.
В марте 1953 г. Берия направил в Президиум ЦК записку об амнистии. В ней отмечалось, что в исправительно-трудовых лагерях, тюрьмах и колониях содержится 2 256 402 заключенных, из них 221 435 особо опасных государственных преступников. В то же время по данным на начало 1953 г. в стране насчитывалось 2 819 776 состоящих на учете в органах МВД спецпереселенцев, высланных, ссыльных и ссыльнопоселенцев, увеличивая общее число репрессированных до 5,3 млн. человек.
Президиум В.С. СССР издал указ “Об амнистии”, по которому на свободу выходили более трети советских заключенных. По подписи, стоявшей под указом, амнистию называли “ворошиловской”. Реально были освобождены более миллиона человек и остановлено производство около 400 тыс. дел.
Берия выступил с инициативой о пересмотре всей системе арестов, суда и следствия. Он предложил ослабить контроль государства над колхозами, ограничить функции ЦК партии работой с кадрами и пропагандой, отказаться от курса строительства социализма в ГДР, предлагал объединить ГДР с ФРГ на капиталистической основе в расчете на то, что воссоединенная Германия будет признательна СССР и будет помогать ему в экономическом плане.
Принятая 12 июня 1953 г. по инициативе Берии коррективы национальной политики -замещение руководящих кадров национальных республик преимущественно местными уроженцами, введение делопроизводства на местном языке, отзыв в распоряжение ЦК не знающих местного языка номенклатурных работников привели к оживлению антирусских настроений и межнациональной напряженности, усилением потенции центробежных тенденций
Против Берии начал формироваться заговор. В Президиуме ЦК КПСС образовался единый фронт всех членов (за исключением Микояна). Поначалу предполагалось ограничиться перемещением Берии из МВД в Министерство нефтяной промышленности. Но затем согласились с предложением Молотова о принятии более решительных мер. Это означало о необходимости ликвидации Берии как “шпиона и заговорщика”. В июне он был арестован. Указом Президиума В.С. Берия снят с поста первого заместителя председателя правительства и министра внутренних дел, лишен всех званий и наград. Дело о его “преступных действиях” было передано на рассмотрение Верховного суда СССР. В июле “антипартийные и антигосударственные” действия Берии были рассмотрены на пленуме ЦК.
В декабре он был расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР. Вместе с Берией в измене Родине и совершений террористических актов обвинены и приговорены к смертной казни и другие. На эту группу были взвалены все преступления сталинского режима.
Возглавлявшееся Берией МВД после его расстрела было реорганизовано. На базе выделенных из министерства подразделений и учреждений в марте 1954 г. образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР. Председателем назначен генерал-полковник И. А. Серов. При проведении компании по разоблачению Берии чистке чекистских рядов от его единомышленников Серов за 2 года уволил из комитета 16 тыс. сотрудников “как не внушающих политического доверия, злостных нарушителей социалистической законности, карьеристов, морально неустойчивых”.
Г. М. Маленков в августе 1953 г. выступил на сессии Верховного Ссовета СССР с изложением соображений “о неотложных задачах в области промышленности и сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа”. Он предложил резко увеличить производство продовольствия и предметов потребления путем увеличения капиталовложений в легкую и пищевую промышленность, а также за счет повышения заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, снижение налогов (в 2 раза) и обязательных поставок с подсобного хозяйства колхозников.
Консервативные силы в партийном руководстве выступили против этих предложений. Политический курс Хрущева был поддержан большинством партийного аппарата.
В сентябре 1953 г. на пленуме ЦК учрежден пост первого секретаря ЦК, на который был избран Хрущев. В ноябре на совещании по кадровым вопросам он сумел добиться расположения многочисленных и влиятельных работников партийного аппарата. Маленков предложил обновить партийный аппарат. Хрущев выступил – против.
Маленков стал утрачивать свое влияние среди партийных работников. Пленум ЦК (январь 1955 г) решил освободить его от обязанностей председателя Совета министров. Он был оставлен членом Президиума ЦК и рекомендован на пост министра электростанций. В феврале 1955 г. Верховный Совет. СССР назначил новым руководителем правительства-Н. А. Булганина. Министром обороны был назначен Г.К. Жуков.
Сразу после июльского (1955 г) пленума ЦК началась подготовка к очередному партийному съезду. Она велась в условиях усиления процесса освобождения политических заключенных. На 1 января 1954 г. их численность составляла 475 тыс. человек, к началу 1956 г. сократилась до 114 тыс. Росло и число реабилитированных. В 1954 г. реабилитированы жертвы “ленинградского дела”, в ноябре 1955 г. – члены Еврейского антифашистского комитета. Реабилитированы были арестованные после войны военачальники, положено начало пересмотру политических обвинений 30-х годов. До начала 1956 г. реабилитированных насчитывалось около 16 тыс. человек.
На XX съезде КПСС, открывшемся 14 февраля 1956 г. были подведены итоги 5-й пятилетки, приняты директивы по 6-й пятилетки (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны “в краткие исторические сроки”. Однако съезд вошел в историю в первую очередь благодаря докладу “О культе личности и его последствиях” на последнем, закрытом заседании 25 февраля, когда повестка дня, известная делегатам, была исчерпана и прошли выборы нового состава ЦК КПСС.
Доклад был неожиданным для делегатов. Впервые было официально заявлено, что большинство репрессированных “врагов народа” - честные граждане. Основная позиция доклада заключалась в том, что репрессии и “культ личности” Сталина являлись в первую очередь следствием отрицательных черт его характера, отступлений от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. Доклад не ставил под сомнение сложившийся при Сталине политический режим. Он был призван создать впечатление, что достаточно лишь осудить и искоренить “извращения” социализма – и путь коммунизму будет открыт.
Критика “культа личности” разрушила одномерность в восприятии прошлого, канонов “Краткого курса истории ВКП (б)” и породила новые критические оценки. С доклада-Н. С. Хрущева на XX съезде началось очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. Вместе с тем доклад и негативные последствия. Началось очернение модернизации сельского хозяйства и промышленности, Великой Отечественной войны, в руководстве страной проявились элементы волюнтаризма и авторитаризма. Произошел раскол в международном коммунистическом движении.
В начале 1957 г. Хрущев дал новые поводы для разногласий в Президиуме ЦК. Он предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства на местах вместо отраслевых министерств в центре. Он добился утверждения предложений на сессии В.С. СССР. В мае 1957 г. реформа стала законом, упразднившим 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Подчиненные им предприятия были переданы в ведение совнархозов. Схожим образом Хрущев добился принятия решения об отмене внутренних государственных займов и выплат по ним.
В мае 1957 г. без совета с Президиумом ЦК Хрущев от имени ЦК и правительства поставил перед страной задачу догнать и перегнать Америку по производству мяса на душу населения к 1960-1961 гг., по молоку – к 1958 г., пообещав колхозникам вскоре отменить обязательные поставки с подсобных хозяйств. Специалистам была ясна нереальность выдвинутой задачи, поскольку в 1956 г. США производили 16 млн. т. мяса, а СССР – 7,5 млн. т. и для сокращения такого разрыва условий явно не было.
В Президиуме ЦК имелась группа оппонентов Хрущева (Маленков, Молотов, Каганович). Они предприняли попытку отстранить Хрущева от власти.
Июньский пленум 1957 решительно поддержал Хрущева. Он получил поддержку
Л. И. Брежнева, Ф. Р. Козлова, Е. А Фурцевой и других участников пленума. Деятельность “тройки” и примкнувшего к ним Шепилова была признана фракционной.
Противников Хрущева лишили руководящих постов и вывели из ЦК. Состав Президиума ЦК был расширен до 15 членов. В него вошли сторонники Хрущева. Новыми членами Президиума ЦК стали Брежнев, Жуков, Козлов, Фурцева, Шверник, переведенные из кандидатов, и вновь избранные А. Б. Аристов, Н. И. Беляев, Н. Г. Игнатов и О. В. Куугинен.
Хрущев решил закрепить победу отставкой министра обороны Жукова. В октябре 1957 г. на заседании Президиума ЦК в отсутствие Жукова было решено вывести его из состава Президиума и членов ЦК за недостатки партийно-политической работы в армии и преувеличении своей роли в истории Великой Отечественной войны и бонапартизм. Армия с новым министром Р.Я. Малиновским (октябрь 1957 г.) стала вновь полностью подконтрольной партийному аппарату.
В конце 50-х гг. от власти были отстранены и другие оппоненты Хрущева. В марте 1957 г. Булганин был смещен с поста председателя правительства, назначен главой Госбанка, а затем отправлен председателем совнархоза в Ставрополь. Освобожден от обязанностей члена Президиума ЦК. В мае 1960 г. Ворошилов покинул пост Председателя Президиума Верховного Совета. Новым председателем стал Л.И. Брежнев.
Победив лидеров сопротивления курсу XX съезда, Хрущев форсировал разоблачение “культа личности”. На XXII съезде партии (октябрь 1961 г.) Сталин и его защитники были в очередной раз осуждены за их преступления. Отправлены на пенсию Молотов, Маленков, Каганович. Шепилов был исключен из партии и переведен на работу в Главное архивное управление при Совмине СССР. Он был лишен звания члена-корреспондента А.Н. СССР.
В промежутке между XX и XXII съездами партии и позднее продолжалась работа по пересмотру дел репрессированных ранее “врагов народа”. К 1962 г. было реабилитировано около 1,2 млн. человек. Процесс реабилитации наиболее активно развернулся с 1987 г., когда была образована Комиссия Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30 – начала 50-х гг. С сентября 1987 г. по октябрь 1988 г. Комиссия работала под руководством М. С. Соломенцева, позднее ее возглавил А. Н. Яковлев. По предложению Комиссии в январе 1989 г. был принят УАЗ об отмене как противозаконных всех внесудебных решений, принятых “тройками”, коллегиями и особыми совещаниями. В соответствии с указом к началу 1990 г. было реабилитировано 807 288 человек. Помимо этого, были реабилитированы 31 342 человека, привлеченных к ответственности решениями судебных и прокурорских органов. Работа по реабилитации советских граждан продолжалась и в последующие годы.
Внеочередной XXI съезд партии (январь 1959 г.) объявил о полной и окончательной победы социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма. Он обсудил перспективы развития народного хозяйства на 1959-1965 гг. Заложенное в плане ежегодное ускорение темпов роста во всех отраслях экономики создавало иллюзию достижимости победы в экономическом соревновании с капиталистическими странами и выхода СССР в 1965 г. на первое место в мире по абсолютному объему производства.
Одновременно было решено ускорить подготовку новой, третьей Программы партии, для работы над которой создавались специальные комиссии на трех предыдущих съездах партии. Ее проект был опубликован летом 1961 г., для обсуждения и принятия созывался XXII съезд КПСС. На состоявшемся в октябре форуме, нареченном Съездом строителей коммунизма, Программа была утверждена. Она определяла перспективы дальнейшего движения советского народа, а заодно и всего человечества к коммунизму.
В связи с разработкой новой Программы плановые органы подготовили расчеты возможных уровней и темпов развития народного хозяйства СССР на 1961-1980 гг. По расчетам “выходило”, что в ближайшее десятилетие СССР превзойдет США по производству продукции на душу населения, а в итоге второго – “вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям”.
На первых этапах “взлета” к коммунистическому изобилию стали возникать непредвиденные осложнения. Возникли трудности в обеспечении городов мясными продуктами. Затраты на производство мяса и молока значительно превышают цены, по которым государство закупает эти продукты. Во многих колхозах животноводство приносило не прибыль, а убытки. Руководство страны решило повысить закупочные цены на мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и птицу в среднем на 35 %. Одновременно решено было повысить цены на мясо и мясные продукты в среднем на 30 %, а также на масло животное в среднем на 25 %.
В начале 60-х гг. для ликвидации перебоев со снабжением населения продуктами питания стали прибегать к импорту зерна и нормированному распределению дефицитных продуктов в виде “заказов” по предприятиям и организациям. Ситуация усугубилась в 1963 г. оказавшемся самым засушливым после 1946 г.
Импорт зерна в 1963 г. составлял 3 млн. т. при экспорте 6,2 млн., в 1964 г. – 7,2 млн. т. при экспорте 3, 5 млн. К закупкам приходилось обращаться и позже, несмотря на рост валовых сборов и государственных закупок зерна в стране. В 1985 г. СССР импортировал 45,6 млн. т. зерна.
Продовольственные трудности и повышение закупочных и розничных цен на мясо, мясные продукты и масло вызвали волнения в ряде городов. Но более масштабными оказались беспорядки в Новочеркасске в июне 1962 г., которые пришлось подавить силой. В результате погибли 23 демонстранта, 70 были ранены, 105 участников протестных акций позднее были осуждены, семеро из них - к высшей мере наказания.
Возникшие экономические и социальные проблемы заставили Хрущева начать поиски новых возможностей совершенствования хозяйственного руководства, в частности повести борьбу с “теневиками”, занимавшимися подпольной экономической деятельностью. О масштабах перехода представителей партийной и государственной элиты в “тень”, начавшего набирать силу в условиях хронической “оттепели” и ставшего в конце концов одной из главных причин краха советской системы, позволяют судить цифры, обнародованные на ноябрьском (1962 г) пленуме ЦК: в начале 60-х годов к суду по обвинению в коррупции и злоупотреблениях властью было привлечено около 12 тыс. руководящих работников, в том числе 4 тыс. партийных функционеров.
Пленум 1962 г. по настоянию Хрущева взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководящих органов сверху донизу. Решения пленума положили начало уникальному в истории эксперименту-отказу от территориальной организации управления, приведшему к невообразимому хаосу. Партийные организации от областных и ниже – делились на промышленные и сельские. По такому же принципу пришлось создавать вместо единых Советов и их исполкомов сельские и промышленные Советы и исполкомы. Соответствующим образом разделялись организации профсоюзов, комсомола. Лихорадочные меры привели лишь к росту управленческого аппарата, значительному увеличению расходов на его содержание, но были не эффективны. Областные организации и управления связи, торговли, народного образования, здравоохранения, административные органы, подчинявшиеся и промышленным и сельским партийным и советским органам, стали ежедневно получать дублирующие постановления и распоряжения по одним и тем же вопросам.
Не оправдались расчеты на ускорение экономического развития за счет создания новых звеньев в управлении хозяйством. Для этого были образованы отраслевые комитеты, укрупнялись совнархозы (в ноябре 1962 г. их стало 43), созданы советы по координации и планированию работы совнархозов. В марте 1963 г. образован Высший совет народного хозяйства СССР.
В конце 50-х гг. власти приняли еще одно ошибочное решение, приведшее к отчуждению части народа от государственного руководства. В связи с курсом на “строительство коммунизма ” власть вновь принялась ужесточать государственно-церковные отношения, возобновила гонения на Церковь. Атеистическая пропаганда признавалась главным рычагом формирования научно-материалистического мировоззрения. Создание общества “без религии” объявлялось программной целью.
Недовольство Хрущевым в стране по большей части вызывалось его необдуманными действиями в октябре 1962 г., которые привели к острому “ракетному кризису” в отношениях с США, поставившему мир на грань ядерной войны. Популярность Хрущева упала с повышением цен на продукты питания. Импорт зерна в 1963-1964 гг. означал крах той самой политики, в которой Хрущев считал себя большим специалистом. Недовольство членов Президиума ЦК начало оформляться в новый заговор против Хрущева.
Хрущев в конце своего правления затеял новые реорганизации. В июле 1964 г. он предложил идею очередной перестройки управления сельским хозяйством, замышляя создать несколько специализированных главков, перевести сельскохозяйственные научные учреждения из Москвы и Ленинграда в провинцию. Подъем сельского хозяйства и ускоренный рост производства средств потребления Хрущев предлагал осуществить за счет также за счет сокращения “прорвы вооружения” и армии. Он предлагал ввести десятилетние планы.
Во время отпуска и отдыха Хрущева на юге в октябре 1964 г. коллеги по Президиуму ЦК завершили приготовления к его отставке. Главные роли в подготовке заговора играли
А. Н. Шелепин. Д. С. Полянский, В. Е. Семичастный. В центре заговора оказался
Л.И. Брежнев секретарь ЦК, отвечавший за работу с кадрами.
Октябрьский пленум 1964 г. заслушав доклад М. А. Суслова освободил
Н. С. Хрущева от его постов “в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья”. Л.И. Брежнев был избран первым секретарем ЦК, на пост Председателя Совета Министров рекомендовали А.Н. Косыгина. В 1965 г. Председателем Президиума Верховного Совета стал Н.В. Подгорный.
Социально-экономическое развитие. Промышленность. В 1953-1964 гг. экономическое развитие страны осуществлялось по планам пятой и шестой пятилеток, а также семилетки, оказавшейся единственной в советской истории. На этот период пришлись три последних года пятой, три года шестой пятилеток и 6 лет семилетки. Идея последней возникла при уточнении и развитии заданий 6-й пятилетки, 2 последних года которой и следующее (седьмое) пятилетие были сведены в один план. Главной причиной появления 7-летнего плана был переход к территориальной структуре управления народным хозяйством, требовавший соответственных изменений в планировании. Для периода в целом характерны довольно высокие темпы экономического развития. Опережающими темпами развивалась промышленность.
За годы 5-й пятилетки (1951-1955) промышленное производство в СССР удалось увеличить на 85 %, за три года 6-й пятилетки – на 64 %, за семилетку (1959-1965) – на 84 %. В перерасчете на пятилетие промышленное производство за 1956-1960 гг. возросло на 64,3 %, за 1961-1965 гг. (7-я пятилетка) – на 51 %.
Пятый пятилетний план выполнен досрочно. К началу 1956 г. выпуск промышленной продукции на 15 процентных пунктов превысил плановые задания. Всего за годы пятилетки построены и введены в действие 3,2 тыс. новых промышленных предприятий. Объем капиталовложений в промышленности был почти в 2 раза большим, чем в 4 пятилетки.
В 50-е годы осуществлен ряд крупных мер по расширению прав союзных республик в управлении народным хозяйством. В 1954-1955 гг. вопреки оправданному для громадной страны “имперскому ” принципу управления из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В 1956 г. на основе решений XX съезда партии в ведении республик было передано еще 3,5 тыс. предприятий различных отраслей народного хозяйства. Постановлением Совета министров СССР от 4 мая 1955 г. Совминам союзных республик предоставлялось право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой в республиках. Республиканские власти стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местным бюджетом, полнее учитывать местные условия и нужды при распределении бюджетных средств.
Несмотря на ошибки хрущевского руководства, 50-е гг. стали временем перехода СССР к научно-технической революции, выразившейся в переходе к автоматизации некоторых производств и развитии таких принципиально новых научно-технических направлений, как электроника, атомная энергетика, космонавтика. В 1950 г. были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач. В мае 1954 г. принято постановление Совмина о создании межконтинентальной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли. В этой связи в феврале 1955 г. развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур, в январе 1957 г.- испытательного полигона в Архангельской обл. В июне 1954 г. в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске. Июльский (1955) пленум ЦК партии рассмотрел вопрос о дальнейшем подъеме промышленности, техническом прогрессе и улучшении организации производства. На пленуме впервые отмечено, что страна стоит на пороге новой научно-технической и промышленной революции. Работники промышленности и ученые призывались всесторонне изучать достижения отечественной и зарубежной науки и техники, внедрять их в производство.
Во второй пол. 50-х гг. упор по прежнему делался на развитие промышленности, особенно на производство средств производства (группа А), которое составило к началу 60-х гг. почти три четверти общего объема промышленного производства. Опережающими темпами развивались машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. В 50-х-первой пол. 60-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз. Предприятия группы “Б” (легкая, пищевая, деревообрабатывающая и другие отрасли промышленности) развивались медленнее, однако и их рост был двукратным.
За 1955-1958 гг. вступили в строй 2690 крупных промышленных предприятий. Успешно развивалась энергетическая система, газовая промышленность. Более 160 городов было газифицировано.
Объем промышленного производства за годы семилетки (1959-1965) увеличился на 84 % вместо намечавшихся 80 % (при этом предприятия группы “Б” план не выполнили), введено в действие около 5,47 тыс. новых промышленных предприятий. Наибольшие успехи были связаны с ускоренным развитием нефтяной и газовой индустрии, внедрением автоматики, сооружением гигантов металлургии и электроэнергетики.
С 1964 г. началась промышленная добыча нефти в Западной Сибири. Уже в 1955 г. ее добыча в СССР составляла 70,7 млн. т. (в 3,6 раза больше чем в 1945 г.), в 1960 г. – 147, 9, в 1964 г. – более 223 млн. т. Расширение добычи и экспорта нефти становилось спасительным источником нефтедолларов, заменившим оскудевшие ресурсы деревни и сельского хозяйства.
Выполнение плановых заданий способствовали рост численности рабочих, занятых механизированным трудом, повышения их общеобразовательного уровня и квалификации, поддержка рационализаторства и изобретательства, различные формы соревнования, распространение передового опыта, шефство комсомола над строительством предприятий. Молодежь откликалась на призывы участвовать в возведении “строек коммунизма” в необжитых краях Сибири и Дальнего Востока. Примеры различных общественных инициатив находили многих последователей.
Опережающими темпами в 50-60-е гг., как и ранее, развивался в стране военно-промышленный комплекс, предприятия которого отличались высокой производительностью труда, отменным качеством продукции.
Значительная часть предприятий атомной промышленности размещалась в “закрытых” городах. В общей сложности на этих предприятиях вначале 60-х было занято не менее 1 млн. человек. Если не брать в расчет атомную промышленность, то в 1962 г. на предприятиях ВПК работало 3,6 млн. – около 5 % от общего числа рабочих и служащих, занятых в промышленности, образовании, науке, культуре и здравоохранении.
Для производства военной продукции привлекались также более 800 предприятий “гражданских” министерств и ведомств. В то же время предприятия ВПК производили значительное количество мирной продукции. В общем объеме производства предприятий ВПК мирная продукция в 1962 г. составляла 42 %, в авиапромышленности – 25 %, в судостроении – 40 %.
Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951-1955 гг. составляли по официальным данным, 13,1 %, в 1956-1960 гг. – 10,3 %, в 1961-1965 гг. – 8,6 %. Альтернативные подсчеты каждого из этих показателей представляют меньшим на несколько процентных пунктов, но общую динамику развития промышленности под сомнение не ставят.
Сельское хозяйство. Новый курс в внутренней политики, провозглашенный в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, предполагал повернуть экономику “лицом к человеку”, повысив благосостояние народа через ускорение производства предметов потребления и подъем сельского хозяйства. Его уровень едва превышал довоенный. В 1952 г. сельскохозяйственное производство составляло 101 % к 1940 г.
В начале 50-х гг. в село вкладывали лишь около 20 % от общей суммы капиталовложений в промышленность. В 1953 г. только 22 % колхозов были электрифицированы, огромное большинство крестьянских изб продолжали освещаться керосиновыми лампами.
Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС. Основными причинами отставания деревни были названы материальная незаинтересованность колхозников в результатах своего труда, низкий уровень его механизации, отсутствие толкового руководства колхозами, совхозами и МТС.
Для оздоровления сельской экономики власти ограничились повышением (в 2-5 раз) закупочных цен на молоко, масло, картофель, скот, птицу. Одновременно снижались нормы поставок с подворий, уменьшалось налогообложение колхозников. Налог взимался теперь с размера приусадебного участка, а не в отдельности за скот, сады, кусты и т.п. Уже в 1954 г. налоги на крестьянство были уменьшены вдвое по сравнению с 1952 г., закупочные цены в следующее пятилетие выросли в 3 раза, денежные доходы колхозов в расчете на каждый колхозный двор – в 2,3, выдача денег на трудодень – в 3 раза.
Увеличилось государственное финансирование отраслей агросферы. В 1954-1955 гг. МТС, совхозы и колхозы получили более 400 тыс. тракторов, 227 тыс. грузовых машин, свыше 80 тыс. комбайнов. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено 30 тыс. партработников “тридцатитысячников”. Свыше 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата переведены на работу в село.
Ситуация в деревне стала исправляться. Производительность труда в сельском хозяйстве в 1955 г. выросла на 38 % по сравнению с 1940 г. В течение 5 лет после сентябрьского (1953 г) пленума среднегодовой прирост продукции аграрного сектора превышал 7 %.
На февральско-мартовском (1954 г) пленуме ЦК было решено для быстрого увеличения производства зерна в течение ближайших трех лет освоить в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья 13 млн. га целинных земель. Более 500 тыс. юношей и девушек из разных городов и сел страны отправились на освоение целины. За три первых целинных года (1953-1956 гг.) было освоено 32 млн. га новых земель и увеличился сбор зерна в стране. Из общего прироста производства зерна с 1953 по 1958 гг. в целом по стране в 58 млн. т. на долю целинных районов приходилось 31,5 млн. т. (54,3 %). В 1958 г. на долю этих районов приходилось 41 % всего выращенного в стране хлеба. В последующем из-за ветровой эрозии почв урожаи в целинных районах снизились, в 60 – е гг. часть освоенных земель пришлось перевести в пастбища. Тем не менее, целина продолжала обеспечивать стране заготовку каждой четвертой тонны хлеба.
Небольшой эффект дала попытка ускорить разрешение продовольственной проблемы в стране путем повсеместного посева кукурузы. В январе 1956 г. ЦК КПСС постановил считать распространение этой культуры важнейшей задачей. Под расширение посевов кукурузы планировалось и развитие животноводства. После визита Хрущева в Америку (1959 г) в стране началась кукурузная лихорадка. К 1963 г. площади под кукурузу были увеличены до 37 млн. га (с 18 млн. га в 1955 г.). Однако “королеве полей” не удалось вывести страну “на орбиту коммунистического изобилия”. Сокращение посевов пшеницы и ржи ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых.
“Соревнование” с США, где условия хозяйствования более благоприятны, в производстве мяса, молока и масла на душу населения закончились не в пользу СССР. Желание поскорее догнать Америку вело не только к росту производства, но и к припискам, созданию видимости успеха. Только в 1964 г. производство мяса в СССР достигло 8,3 млн. т. Лишь в 1983 г. СССР произвел 16 млн. т. мяса.
В 1963 г. надежды на подъем сельского производства власти справедливо стали связывать уже не с кукурузой, а с развитием промышленности минеральных удобрений и химизацией сельского хозяйства. В октябре ЦК КПСС и правительство СССР опубликовало письмо к ученым и работникам химической промышленности об увеличении производства минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Декабрьский (1963 г.) пленум ЦК принял специальное постановление об ускоренном развитии химической промышленности. Отдача от химизации пришлась на 70-е гг.
Осуществленная в соответствии с постановлением февральского (1958 г.) пленума ЦК реорганизация машинно-тракторных в ремонтно-тракторные станции закончилась неудачно. Ремонтная база в сельском хозяйстве оказалась подорванной. Значительная часть механизаторов и специалистов МТС не захотели превращаться в колхозников и переехали в город.
Негативным для деревни было начавшееся в 50-х гг. сселение “неперспективных” деревень, ставшее реализацией высказанной Хрущевым еще при Сталине идеи об агрогородах в сельской местности. Идея была восстановлена на декабрьском (1959 г.) пленуме ЦК, призвавшим разработать “схемы районных и внутрихозяйственных планировок”. В выпущенных в 1956 г. рекомендациях Академии строительства и архитектуры СССР говорилось: “Существующие населенные пункты колхозов и совхозов рекомендуется разделить на две группы – перспективные и неперспективные”. К концу государственной деятельности Хрущева в России исчезло 139 тыс. деревень. Провозглашенный ранее тезис о “сближении города и деревни” предполагал лишь выравнивание уровня жизни, а не уменьшение населения сел.
Ошибочным оказалось укрупнение и преобразование колхозов в совхозы с одновременным свертыванием личного подсобного хозяйства. В 1939 г. в стране было 234,1 тыс. колхозов, не считая рыболовецких, и 4 тыс. совхозов. К концу 1965 г. число колхозов сократилось до 36,3 тыс. (в 6,4 раза), количество совхозов выросло до 11,7 тыс. (в 2,9 раза), в них было занято соответственно 18,6 и 8,2 млн. человек.
В 1958 – 1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах сократились на 12 %, в совхозах на 28 %. Производство мяса и молока в личном подсобном хозяйстве упало на 20 %. В августе 1958 г. было принято постановление “О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках”. Оно касалось около 12 млн. городских семей, имевших свои огороды, и воспринималось как “малое раскулачивание”. Все это существенно отразилось на уровне производства продукции сельского хозяйства в целом и на общем настрое жителей деревни. В 1960 – 1964 гг. 7 млн. сельских жителей переехали на жительство в города. С отставкой Хрущева необоснованные ограничения, касающиеся подсобных хозяйств, были отменены, но это не вернуло людей в село.
В развитии сельского хозяйства были как успехи, так и негативные явления. Сельскохозяйственное производство в СССР за 1951–1955 гг. выросло на 20,5 %, в 1956 – 1960 гг. – на 30 %, в 1961 – 1965 гг. – на 18 % (за 3 года 6-й пятилетки – на 32 %, в годы семилетки – на 15 % вместо запланированных 70 %). Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства были значительно ниже, чем в промышленности. В первое из названных пятилетий они составляли 4,1 % в год, во второе – 5,7 %, в третье – 2,4 %. Планы подъема сельского хозяйства выполнить не удалось.
Низкие темпы развития сельского хозяйства замедляли рост национального дохода страны. Несмотря на это 1951–1960 гг. в отечественной истории XX в. оказались рекордными по среднегодовому приросту национального дохода – 10,3 % по официальным данным. На протяжении следующего десятилетия они составили 7 % в год. Альтернативные подсчеты показывают, что в 50-х гг. национальный доход ежегодно возрастал на 9,3 %, в 60-е – на 4,2 %.
Социальная сфера. Первая послевоенная перепись населения СССР, проведенная в 1959 г., отразила существенный рост численности жителей страны (на 22, 4 %). Их насчитывалось 208, 8 млн. человек против 170, 5 млн. зафиксированных в 1939 г. В 1962 г. впервые в истории страны численность городского населения превысила численность сельских жителей. Если за четвертое десятилетие XX в. число рабочих и служащих в промышленности выросла в 1,17 раза, то за пятое десятилетие – почти в полтора раза (с 15,3 до 22, 3 млн.).
Положительным явлением 50-х гг. стало завершение истории “архипелага ГУЛАГ” с его своеобразной структурой населения. В 1959 г. было предложено упразднить общесоюзное Министерство внутренних дел, в структуре которого находился ГУЛАГ. В 1960 г. министерство было упразднено, ряд его служб и функций передали в МВД союзных республик.
Приток новых осужденных “контрреволюционеров” в места заключения с середины 50-х гг. сократился, поток освобожденных и реабилитированных усилился. Если на 1 января 1955 г. в лагерях и колониях содержалось 309 тыс. политических заключенных, то к началу 1956 г. – 114, а к апрелю 1959 г. – 11 тыс. Сокращение числа заключенных в лагерях было связано также со смягчением наказаний по уголовным преступлениям. В результате размер подведомственного Главному управлению лагерей МВД “хозяйства” сократился к 1959 г. по сравнению с 1953 г. более чем в 2 раза: в нем насчитывалось 948 тыс. заключенных.
Масштабные изменения в социальную структуру общества вносило сокращение численности таких сограждан, как спецпоселенцы. В 1954 г. сняты ограничения с бывших кулаков, выселенных из своих мест в годы коллективизации. В 1955 г. спецпоселенцам стали выдавать паспорта, их стали призывать в Советскую армию. Объявлена была амнистия гражданам, сотрудничавшим с оккупантами в годы Великой Отечественной войны. В 1956 г. последовал ряд указов, снимавших правовые ограничения с выселенных в годы войны народов.
В 1956–1957 гг. восстановлена государственность чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков. Поволжских немцев и крымских татар это не коснулось. В 1964 г. был отменен августовский (1941 г.) указ в отношении советских немцев, но лишь в части, содержащий огульное обвинение в пособничестве оккупантам. В 1967 г. подобное обвинение сняли с крымских татар. В конце 60 - х. гг. процесс реабилитации был свернут.
Развитие народного хозяйства в 1953–1964 гг. позволяло государству направлять все увеличившеюся часть национального дохода на социальные нужды, улучшать условия труда, повышать заработную плату, продовольственную и товарную обеспеченность населения. В 1955 г. средняя заработная плата рабочих и служащих составляла 71, 8 руб. в месяц. Уже к 1956 г. люди стали покупать по сравнению с началом десятилетия почти в два раза больше мяса и масла, а также одежды и обуви.
После XX съезда эта линия была продолжена. С 1957 г. повышалась минимальная зарплата на производстве, в строительстве и на транспорте, был установлен необлагаемый минимум заработной платы. В марте 1957 г. снижены налоги на рабочих и служащих. Прекратились внутренние займы, раньше составляющие минимум месячную зарплату и носившие принудительный характер. В 1956 г. рабочий день рабочих и служащих по субботам и в предпраздничные дни был сокращен на два часа. В 1957 г. начался переход на семичасовой рабочий день. Реальные доходы рабочих и служащих с 1950 по 1958 гг. выросли в 1, 6 раза и увеличивались в последующем.
Доходы семей несколько возросли с отменой в сентябре 1956 г. всех видов оплаты за обучение в школах и вузах, введенной накануне войны, и особенно - в результате реформы пенсионного законодательства. С 1956 г. пенсию могли получать мужчины после 60 лет и женщины – с 55. Размер государственной пенсии составлял от 55 до 100 % средней заработной платы, что привело к увеличению пенсий по отдельным группам в два раза и более.
Революцией в социальной сфере стало введение пенсий для колхозников. Верховный Совет страны в 1964 г. принял закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, для которых впервые в истории советской деревни устанавливалась государственная система социального обеспечения. Пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60. Выплаты проводились из центрального фонда, созданного за счет отчисления колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Быстрое развитие промышленности строительных материалов позволило перевести жилищное строительство на индустриальную основу и многократно расширить его масштабы. В 1954 г. специальным решением были осуждены “парадность и украшательство” в архитектуре. В 1954–1957 гг. принимается целая серия решений направленных на внедрение типового домостроения. В 1958 г. впервые отказались от планирования “коммуналок” и начали решать вопросы о посемейном расселении в отдельные квартиры.
По своей реальной стоимости городские жилища были не по карману для большинства населения. Феноменальный рост городов и городского населения, происходивший в СССР с конца 20 - х гг. шел в основном за счет строительства государством бесплатного для горожан жилья. Без такой политики не было бы индустриализации и последующих успехов промышленного развития страны.
За 1956–1960 гг. в новые квартиры переселились почти 54 млн. человек, что составляло четвертую часть жителей СССР. И хотя со временем дешевое жилье перестало отвечать возросшим потребностям людей, его огромную значимость для своего времени трудно переоценить. Остроту проблемы жилья сглаживали получившие большое распространение недорогие жилищные кооперативы на достаточно льготных условиях, с рассрочкой выплаты всей стоимости квартиры на 15 лет.
Таким образом, в рассматриваемый период в правительстве не было единого мнения по управлению страной. Среди руководителей были реформаторы и консерваторы. В результате борьбы за власть победили сторонники демократических преобразований. Началось разоблачение культа личности Сталина и реабилитация политических заключенных. Под руководством Н. С. Хрущева проводились реформы в управлении народным хозяйством, административные реформы. Проводимые реформы носили непродуманный характер. Несмотря на это народное хозяйство страны, развивалось успешно. Решались многие социальные задачи.
Вопросы для повторения
1.Какие изменения произошли в составе руководства КПСС и Советского правительства.
2.Каковы последствия доклада «О культе личности и его последствиях».
3. Реформы Н.С. Хрущева и их влияние на развитие страны.
4. Как шло развитие промышленности в указанный период.
5.Достижения и проблемы сельского хозяйства.
6 Какие изменения произошли в социальной сфере.
1. Аксютин, Ю.В. XX съезд КПСС: новации и догмы / Ю. В. Аксютин, О. В. Волобуев. – М. 1991. – 222 с.
2. Барсенков, А. С. История России 1917 – 2004. Учеб. Пособие / А.С. Барсенков, А. И. Вдовин. – М.: Изд.- во МГУ, 2005. – 832 с.
3. История России XX – до начала XXI века. Под ред. Л. В. Малова. – М.: Эксмо, 2006. – 958 с.
4. История России XX в. Т. 3. / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. – М.: Изд-во “АСТ - ЛТД”. 1998. – 608 с.
5. Наше Отечество. Опыт политической истории / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е. И. и др. В 2 т. – М., 1991. –Т. 2. – 620 с.
6. Орлов, А.С. История России с древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов, В. А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Изд.- во МГУ, 1999. – 544 с.
Замечания
Обновить литературу
Сократить текст до 10 стр






