Изменение спроса и предложения и их влияния на цену. Рыночное равновесие. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя

Взаимодействие элементов рыночного механизма (спроса, цены, предложения, конкуренция) можно проследить на конкретном примере. Представим, что с повышением благосостояния и ростом доходов люди имеют возможность изменить структуру питания: они начинают сокращать потребление хлеба и больше употреблять овощей, фруктов. В результате этого население увеличит закупки овощей и фруктов, что приведет к росту цен на них и сократит спрос на хлеб, что будет сопровождаться снижением цены на этот продукт.

Следовательно, производители хлеба будут терпеть убытки и вынуждены будут сократить производство зерновых, уменьшить посевные площади под эти культуры. Производство же овощей и фруктов, цены на которые повысились, становится доходным, что заинтересовывает фермеров (предпринимателей) в расширении площадей их возделывания и увеличении объемов производства. Одновременно совершенствуются технологии возделывания и переработки, внедряются лучшие сорта и передовой опыт организации производства и т.д. Возможность получения высоких доходов привлекает и других фермеров, ранее занимавшихся производством зерна, расширять площади под овощные культуры или сады. Вместе с тем, постепенно между этими производителями усилится конкурентная борьба за покупателя, за рынки сбыта.

Все элементы рыночного механизма взаимосвязаны и их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Спрос определяется предложением, объем предложения зависит от величины спроса. При этом и величина спроса и предложения зависят от уровня цен. В свою очередь конкуренция оказывает влияние на цену, спрос и предложение. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

Клиринг рынка – положение на рынке, когда спрос равен предложению и на рынке нет ни дефицита, ни переизбытка товара.

Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной. Под равновесием понимают точку баланса или покоя, точку в которой есть тенденция движения. Равновесная цена – это единственная цена, при которой интересы производителя и потребителей приведены в соответствие, при которой планы производителей по изготовлению товара полностью совпадают с планами потребителей по его покупке. Точка равновесия обозначается Е.

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар, то образуется излишек.

Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он заплатил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке.

В свою очередь, равновесная цена, как правило, выше минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы с наиболее совершенными методами производства.

Излишек производителя – это разность между тем, что производители фактически получают за единицу товара и тем минимумом цены, который они готовы за него получить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: