double arrow

Зависимость предложения от уровня цен

Таблица 4

Предложение. Детерминанты предложения

Содержание предложения. Спрос является одной стороной рыночных отношений, другой стороной выступает предложение. 3а спросом обычно стоят покупатели (потребители), за предложением продавцы (производители). Под предложением понимается то количество продукта, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок при данном уровне цен на эту продукцию в течение определенного периода времени. Значит, с уровнем цен связан не только спрос, но и предложение товаров, но зависимость здесь иного свойства. Потребитель больше покупает той продукции, которая дешевле, а производитель, наоборот. Закон предложения производитель стремится произвести больше той продукции, которая дороже. Представим эту зависимость в таблице 4.

Цена за 1 тонну, доллар Предложение в декаду, тонн
   
   
   
   

Здесь обращает на себя внимание тот факт, что производители наибольшее количество продукции желают производить и поставлять на рынок по самой высокой цене. Снижение продажной цены с 10 до 9 долл. за единицу продукции сопровождается сокращением предложения на 20% (с 50 до 40 тонн в декаду). Но дальнейшее падение продажной цены еще на один пункт (с 9 до 8 долл. за тонну) влечет за собой падение объема предложений в два раза по отношению к предыдущему варианту. Еще большим снижением может сопровождаться дальнейшее снижение цен.

Предложение, таким образом, показывает, какое- количество продукции будет поступать на рынок в случае изменения на нее цен. Отметим фазу, что пока не принимаются во внимание прочие факторы, которые могут воздействовать на объем предложения, кроме ценообразования. Предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены и тогда просматриваются варианты, показывающие, сколько будут производить продукции производители с точки зрения выгодности для них цены. Но здесь может быть и иной подход, указывающий на то, какими должны быть цены, чтобы производитель был заинтересован в производстве необходимого обществу количества продукции. По первому варианту оценивается ситуация с точки зрения производителя, по второму - с точки зрения общества, государства.

На приведенной выше таблице вырисовывается прямая связь между ценой на товар и количеством производимой продукции. В рыночной экономике подобная зависимость повсеместна, она называется законом предложения. Этот закон диктуется здравым смыслом, что производители и в интересах производства, и в интересах своих работников хотят изготовлять и предлагать к продаже продукцию по наиболее высокой цене. Но положение принимает обратное значение, когда производители становятся покупателями. Они хотят покупать наиболее дешевую продукцию. На рынке происходит уравновешивание интересов производителей и потребителей: производители идут на снижение цен на товары до какой-то, разумной и допустимой с точки зрения интересов производства, точки, а покупатели со своей стороны допускают повышение цен до столь же разумной, с их позиции, величины, и это балансирование происходит до тех пор, пока их интересы не столкнутся в критической точке, где больше продавцы не уступят покупателям, а покупатели продавцам. Чем же руководствуются в своем противостоянии продавцы и покупатели? Естественно, что экономическими соображениями. Производитель и основу своих оценок кладет издержки производства, т.е. то, во что ему обходится производство товара. Он знает, что из полученной вы ручки необходимо затратить средства на возмещение потребленных средств производства, оплатить труд работников, оставить часть финансовых ресурсов для расширения производства, рассчитаться с государством и кредиторами.

Потребитель же руководствуется своими соображениями. У него есть доход, расход которого он должен сбалансировать с точки зре­ния производительного и личного потребления. Конечно, величину дохода можно увеличить за счет кредита, но это увеличит расходы и последующих экономических операциях. Поэтому экономически и разум и расчет присутствует и у покупателя. Когда сталкиваются на рынке экономические разумы и расчеты производителя, с одной стороны, и покупателя - с другой, обнаруживается та критическая точка в их рыночных взаимоотношениях, которая называется ценой то вара.

Остается, как и в отношении спроса, представить понятие предложения в графическом изображении. Принцип построения график, тот же, но количественные данные и возникающие между ними зависимости иные.

Зависимость между ценой продукции и предложением прямая это означает, что с повышением цен на продукцию ее предложение на рынке увеличивается. Что касается цены и спроса, они соотносятся в обратной зависимости.

Рис. 3. График изменения величины предложения

Факторы, влияющие на предложение. Как и в случае со спросом, предложение также испытывает воздействие не только цены, но и других факторов. Когда строится кривая предложения, во внимание берет то, что на предложение воздействует лишь цена, а другие факторы учитываются как «прочие равные условия», т.е. от них абстрагируются. Если начать учитывать действие других детерминант (факторов), положение кривой будет меняться. В качестве основных неценовых детерминант обычно выделяются: цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидание изменения цен, число продавцов на рынке. В случае, если одна или несколько названных детерминант начинают способствовать росту предложения, кривая смещается вправо, занимая, например, позицию S (см. рис. 3), а противодействующие предложению факторы смещают кривую предложения влево, на позицию S. На практике может сложиться и такая ситуация, когда сила содействующих предложению факторов уравновесится противодействующими, тогда положение кривой не изменится. Однако рассмотрим изменения в предложении под воздействием каждого из названных факторов, но предварительно составим таблицу суммарного предложения товаров для большой группы, например 100 продавцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: