Коэффициент Лернера

ДЕЦИЛЬНЫЙ И КВИНТИЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Существуют и другие способы измерения неравенства в доходах - децильный и квинтильный. Децильный коэффициент: все население разбивается на 10 групп по 10% с возрастающим уровнем доходов; затем сравниваются доходы крайних групп. Например, в Швеции децильный показатель -1: 4. В России: в 1997 г. - 1: 12,5; в 1998 г. - 1: 13,5; в 2003г. - 1: 14,0.

Квинтильный коэффициент похож на децильный, только население делится на 5 групп по 20 процентов.

Таким образом, в каждой стране существует проблема формирования равновесия между равенством и неравенством в уровнях личного дохода.

Коэффициент Лернера

Коэффициент Лернераэкономический показатель монополизма (монопольной власти) конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году. Измерителем монополизма является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки.

Другими словами, исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

Исчисляется:

,

где P — цена; MC — предельные издержки.

Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:

где Ed — эластичность спроса на продукцию фирмы.

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее существенно выше средние издержки.

В качестве примера сравним средний универсам и круглосуточный магазин, работающие в одном районе. В универсамах наценка обычно составляет 15-20 %, а в круглосуточных магазинах 25-30 %. Это объясняется тем, что универсамы работают в более конкурентной среде — во время их работы одновременно работают и другие торговые точки для обеспечения значительного количества покупателей необходимо предложить привлекательные цены. Круглосуточные магазины назначают более высокую цену, чем универсамы потому, что часть их покупателей приходится на время, когда нет большого выбора торговых точек или ради незначительной покупки нет смысла искать другие варианты. Количество посетителей таких магазинов в целом меньше зависит от цен, чем у супермаркетов (менее эластичный спрос). Согласно коэффициенту Лернера, у маленьких магазинов получается больше монопольной власти, так как они устанавливают более высокую наценку на тот же товар. Но при этом такие магазины обычно получают значительно меньшую сумму прибыли, чем универсам, так как у них значительно меньше сумма реализации, а средние удельные издержки выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: