Вопрос 1. Социальная природа рыночной экономики и объективная необходимость государственной социальной политики

Социальное значение рыночной системы состоит в том, что она является наиболее эффективным, сравнительно с другими, механизмом хозяйствования, то есть средством организации национальных хозяйств, обеспечивающим наиболее эффективное использование факторов производства. Прежде всего с помощью такого объективного и гибкого способа получения информации об экономических процессах, как свободные цены. Кроме того, рыночная система порождает действенную систему трудовой и предпринимательской мотивации, основанной не на принуждении, а на материальной заинтересованности, на стремлении к максимальной прибыли, личного богатства, на зависимости результата от трудового вклада и предпринимательского риска.

Рыночная система утверждает культ знаний и предпринимательского таланта. Чем выше квалификация работников, тем у них больше возможностей реализовать свои способности, тем больше вознаграждение за их труд.

Высшей и одновременно конечной целью экономической деятельности индивида является создание условий для повышения качества жизни. В процессе экономической деятельности экономические субъекты взаимосвязаны, поэтому если происходят изменения условий жизни одних индивидов, то эти изменения сказываются на условиях жизни других.

Вместе с тем есть факторы повышения качества жизни, которые может обеспечить только общество в целом, только государство. К ним относятся здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и т.д. Иначе говоря, требуется централизованное согласование деятельности по созданию наиболее благоприятных условий жизни. Такая деятельность является реализацией социальной политики.

Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. Развитие экономики, с одной стороны, позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой — решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства.

Социальные эффекты конкурентного рынка, по образному выражению создателя концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллера-Армака, «всегда вызывали удивление», что было вызвано способностью рынка как механизма, нейтрального к социальным ценностям, содействовать балансу интересов разрозненных экономических субъектов и приводить к росту благосостояния общества в целом.

Впервые эта особенность конкурентного рынка была описана в экономической теории А. Смита в виде гипотезы «невидимой руки рынка», когда экономический субъект, стремясь лишь к цели увеличения собственного материального благополучия, и «в этом случае, как и во многих других, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Такой подход позволяет рассматривать социальные эффекты рынка как побочные эффекты в функционировании безразличного к этическим нормам рыночного механизма, когда экономические субъекты, рассчитывая на один результат (личная выгода), в итоге взаимодействия получают более расширенный и весомый результат в виде роста не только личного, но и общественного благосостояния.

Синергический (совместный, согласованно действующий) социальный эффект конкурентного рынка, благодаря которому развитой рыночной экономикой был достигнут исключительно высокий уровень индивидуального и общественного благосостояния, объясняется способностью рынка так распределять ограниченные ресурсы, чтобы достигать максимального выпуска необходимой потребителям продукции при минимальных альтернативных издержках.

В результате такого распределения ресурсов достигается социальная эффективность рынка в потреблении. С данным социальным измерением рынка, несмотря на многочисленные разногласия по другим вопросам, согласны ученые практически всех направлений экономической теории. Большинство из них считают, что рыночную экономику уже только потому следует характеризовать как социальную, что ее конкурентный механизм ориентирован на удовлетворение потребностей людей.

Однако рыночный процесс координации сводит индивидуальные эгоистические интересы к общественным, социально желательным результатам только в том случае, если:

1) рынок обеспечивает всем индивидам без исключения равный доступ к единому экономическому пространству;

2) отношения между экономическими субъектами не требуют дополнительных затрат для установления взаимосвязей и осуществления обмена;

3) свободные рыночные цены создают высокоэффективную саморегулирующуюся информационную среду, к которой все индивиды имеют равный доступ при нулевых издержках;

4) отсутствуют отрицательные внешние эффекты.

Эти условия являются идеальными, а потому в реальном рыночном хозяйстве из-за существующих помех, имеющих зачастую нерыночную природу, они не могут быть реализованы. Речь идет о неравномерном распределении рыночной власти между экономическими субъектами, нарушении монополиями

суверенитета потребителя, существовании обширной сети нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, наличии высоких издержек на осуществление обмена и получение информации.

Существование этих несостоятельностей рынка приводит к потерям в индивидуальном и общественном благосостоянии, что не позволяет в полной мере раскрыться социальным эффектам рынка.

Кроме того, рынок как нейтральный к социальным ценностям механический инструмент эффективного распределения ресурсов может получить на «входе» такое неравенство в распределении собственности, богатства и доходов, которое в процессе его функционирования приведет к тому, что 1% населения будет присваивать 99% национального дохода, а остальным 99% будет принадлежать оставшийся 1%. Конечно, это гипотетическая ситуация, но реальным является то, что «безразличие» рыночного механизма к действию таких социальных факторов, как власть, политические решения, неравенство способностей и возможностей людей, может приводить к крайним формам неравенства, угрожающим жизнеспособности экономики и общества в целом.

Но более всего социальная несостоятельность рыночного механизма проявляется в отношении многочисленных членов общества, которые лишь ограниченно или вообще не в состоянии гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Речь идет о таких социально не защищенных группах населения, как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды. Рынок как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том основании, что они не принимают участия в рыночной конкуренции.

Следовательно, социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне социальной деятельностью государства, на микроуровне — социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а также различных негосударственных некоммерческих организаций третьего сектора (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударствеными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами — с другой, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях: экономической, защитной, распределительной, идеологической.

Экономическая функция социальной политики и ее непосредственная связь с экономическим ростом осознана обществом относительно недавно (первая треть XX в.), что связано с работами Дж.М. Кейнса и появлением концепции «государства всеобщего благосостояния». В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути. Другими словами, социальная политика не рассматривалась как самостоятельная область экономической политики государства, а представлялась как «скорая помощь» для облегчения участи широких масс населения в рыночной экономике.

В современном понимании социальная политика — это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика приносит следующие результаты:

• повышаются возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета;

• сокращается количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;

• увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новыми источниками для инвестиций;

• возрастает спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;

- повышается образовательный и квалификационный уровень рабочей силы — главный фактор современного экономического роста.

Экономическая функция социальной политики осуществляется на практике через распределительную и защитную функции.

Распределительная функция предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.

Идеологическая функция социальной политики состоит в сохранении основ духовного и культурного развития населения, смягчении социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе состояния социального мира и партнерства. Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, социальная политика воплощает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику.

Одной из основных и традиционных функций социальной политики, проявления которой можно найти во все времена и во всех экономических системах, является ее защитная функция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: