Вопрос 1. Отрицательные и положительные внешние эффекты

Внешние эффекты (экстерналии) — это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Внешние эффекты возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного товара (услуги) не отражает или реальных издержек производства, или его истинных достоинств с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает даровую выгоду.

Внешние эффекты в рыночной экономике присутствуют всегда, их существует великое множество.

Внешние эффекты классифицируют по ряду признаков: характеру воздействия на третьих лиц — отрицательные и положительные; источникам возникновения — производственные и потребительские; объектам воздействия — производство и потребление; сфере действия — локальные, общие, глобальные. Все они действуют как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Отрицательный внешний эффект — это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный внешний эффект — не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимула для учета внешних эффектов, так как это может повысить цену и уменьшить объем производства и продаж. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, поскольку уменьшает величину спроса.

В обществе существуют эффекты, обусловленные «отсутствующими рынками», т.е. имеющие внерыночный характер. Так, не существует рынка чистого воздуха, поэтому за его использование производителям ничего не надо платить. Установить право собственности на так называемые свободные блага (воздух, море, реки) невозможно, и поскольку никто не является их собственником, цена этих благ равна нулю, поэтому нельзя заставить фирмы оплачивать их использование.

В некоторых случаях возникают трудности с нахождением хозяйствующих субъектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственными за кислотные дожди? И захотят ли они учесть внешний эффект в своих издержках?

Практика показывает, что формы проявления отрицательных внешних эффектов многообразны. Так, работа ТЭЦ вызывает у населения, проживающего в непосредственной близости, хронические заболевания легких, бронхит, ларингит, рак.

Производство минеральных удобрений на химических комбинатах, загрязняя воздух и водоемы, приносит вред туристическим фирмам, уменьшая число туристов, опасающихся неблагоприятной экологии. Строительство нового завода в густонаселенном жилом квартале приводит к усилению интенсивности движения грузового транспорта, повышению уровня шумов и др.

В России вклад отраслей промышленности в загрязнение кружающей среды (выбросы в атмосферу) всей промышленностью характеризуется следующими данными: нефтедобыча и нефтепереработка — 24,09%; электроэнергетика — 21,7%; цветная металлургия — 20,5%; черная металлургия — 13,7%; угольная промышленность — 4,8%; газовая промышленность — 3,7%; стройматериалы — 2,8%; химическая промышленность — 2,5%; машиностроение — 2,2%1.

Из 35 самых загрязненных мест мира восемь находятся в России. Это Кольский полуостров, Республика Коми, озеро Карачай в Челябинске, Волгоград, Магнитогорск, Дзержинск, Рудная Пристань (Дальногорск), Норильск. Последние три населенных пункта входят в десятку самых загрязненных мест на планете.

Вследствие огромных объемов вредных выбросов в атмосферу две трети россиян дышат воздухом, не соответствующим международным нормам. Загрязнение окружающей среды наносит огромный ущерб здоровью, ведет к снижению работоспособности, дополнительным затратам на лечение и профилактику заболеваний, выплатам по нетрудоспособности, изменению места жительства — появлению новой социально-экономической категории граждан — экологических беженцев. Ухудшается качество окружающей среды, которая сегодня рассматривается как важнейшее потребительское благо, от которого зависит уровень благосостояния. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды в России составляет порядка 6-8% от ВВП3.

Отрицательные внешние, или побочные, эффекты называют издержками перелива. Это означает, что некоторые издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемещаются» к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. Никто им их не компенсирует.

Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает существование наряду с частными издержками также внешних и социальных издержек. Общие частные издержки (total private cost) — ТРС — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (total external cost) — TEC — затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (total social cost) — TSC — образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек, т.е. TSC = ТРС + ТЕС.

С отрицательным внешним эффектом (рис. 1) связаны предельные внешние издержки (marginal external cost) — МЕС, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами. Предельные частные издержки (marginal private cost) — МРС — дополнительные издержки частных производителей, свя занные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные социальные издержки (marginal social cost) — MSC — это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции.

Они равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. В случае отрицательного внешнего эффекта издержки производства для общества превышают издержки производства частных производителей.

Рис. 1. Внешний отрицательный эффект

Рассмотрим отрицательный внешний эффект, возникающий в производстве товаров. Известно, например, что одно из первых мест по объему загрязнения окружающей среды занимает черная и цветная металлургия. Производство чугуна сопровождается образованием шлаков, которые содержат тяжелые металлы, мышьяк, сурьму, другие примеси. Воздух загрязняется на расстоянии 15—25 км, температура выбросов очень высока — от 300-400 до 800°С. Сточные воды предприятий черной металлургии наносят ущерб водным ресурсам. Объем загрязнения окружающей среды растет вместе с ростом производства. При этом третьи лица, а не предприятия металлургической промышленности, несут издержки, связанные с преодолением последствий отрицательных внешних эффектов, т.е. предельные частные издержки МРС меньше предельных социальных издержек MSC. Это имеет существенное значение для определения оптимального объема производства.

На рис. 1 предложение чугуна в условиях конкурентного рынка описывается кривой предельных частных издержек МРС Кривая спроса на товар — D — отражает предельную социальную (общественную) полезность или предельную общественную выгоду (marginal social benefit) MSB. Это дополнительная полезность, или выгода, получаемая обществом при производстве дополнительной единицы продукции.

Если никто кроме потребителей чугуна не получает полезность от его производства, то предельная полезность, получаемая покупателями, является предельной общественной полезностью.

Рыночное конкурентное равновесие без учета внешнего эффекта устанавливается в точке Е1. Параметрами точки Е1 являются равновесная цена Р1 и равновесное количество товара Q1.

Валовая выручка производителя равна Р1 Q1. Однако цена Р1 дает искаженные рыночные сигналы о предложении чугуна и спросе на него. В ней не отражены общественные предельные издержки. Равновесие устанавливается при равенстве предельной социальной выгоды и предельных частных издержек. Создавая издержки перелива, металлургический комбинат несет меньшие издержки. Поскольку в цене Р1 не отражен внешний ущерб, нанесенный третьим лицам, она занижена.

Установившееся на рынке равновесие является неэффективным. Оно не отражает действительной общественной потребности в чугуне с учетом внешнего эффекта. Продукт произведен в избыточном количестве, следовательно, не обеспечивается эффективное распределение и использование ресурсов. Они направлены на производство чугуна в излишнем количестве. Ухудшается экономическое благосостояние общества, поскольку некоторые издержки производства перекладываются на него.

Общественно эффективный уровень производства определяется с учетом предельных социальных издержек. На рис. 1 они представлены кривой S = MSC. В этой ситуации новое рыночное равновесие установится в точке Е2. Равновесная цена P2 отражает предельные социальные издержки. Она очищает рынок от излишнего предложения чугуна и излишнего спроса на него.

Установление цены Р2 означает перераспределение ресурсов.

Равновесное количество чугуна Q2 является социально оптимальным (Q2< Q1)- Валовая выручка производителя составляет Р2 Q2 Установившееся на рынке равновесие является эффективным, поскольку: улучшается экономическое благосостояние в связи с уменьшением масштабов отрицательного эффекта и сокращением затрат на поддержание здоровья населения; обеспечивается эффективное распределение ресурсов; объем производимой продукции соответствует общественной потребности в ней. Одновременно в точке равновесия фиксируется экономически оптимальный объем загрязнения.

При объеме выпуска больше эффективного предельные социальные издержки производства чугуна превышают его предельную общественную полезность. При снижении объема производства ниже оптимального уровня предельная социальная полезность, или выгода, превысит предельные социальные издержки.

Рыночное равновесие может сдвинуться к социальному оптимуму, если удастся трансформировать внешние (externality — экстерналии) эффекты во внутренние (internality — интерналии), т.е. превратить предельные внешние издержки в предельные частные издержки производства. Тогда предельные частные издержки производства будут равны предельным социальным издержкам. Это возможно лишь при условии изъятия у предприятия разности валовых выручек (Р1 Q1) — (Р2 Q2) для использования ее на возмещение ущерба от загрязнения. Сделать это может только государство через специальный корректирующий налог, равный предельным внешним издержкам, называемый налогом А. Пигу, предложившим данный вид регулирования экстерналии. Если этого не произойдет, то предельные социальные издержки будут больше предельных частных издержек (MSC > MPС) и полученный ущерб общества отразится в площади фигуры E1E2A (см. рис. 1). Ущерб выражается либо в убытках какой-либо из сторон, либо в уменьшении благ, недополучении дохода из-за отрицательного внешнего эффекта.

Рассмотрим положительные внешние эффекты, которые означают дополнительную выгоду, не отраженную в ценах. Виды положительных эффектов многообразны. Например, сооружение больницы в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благотворно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Приобретение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, в производстве используется более квалифицированная рабочая сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения.

Во всех этих случаях третьи лица получают выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива (имеется в виду, что некоторые выгоды, связанные с производством или потреблением товаров, перемещаются к третьим лицам или обществу в целом без компенсации с их стороны).

Наличие положительных внешних эффектов обусловливает существование наряду с предельной частной выгодой (полезностью) также предельной внешней выгоды и предельной общественной выгоды.

Предельная частная или индивидуальная выгода (marginal private benefit) — МРВ — выгода, получаемая индивидом, от потребления купленной дополнительной единицы блага. Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit) — МЕВ — выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами. Предельная социальная (общественная) выгода (marginal social benefit) — MSB — общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды превышают частные выгоды.

Рассмотрим положительный внешний эффект, возникающий в процессе производства.

Производство промышленных роботов приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом: повышается уровень технических знаний, развиваются наука и техника, улучшается качество обслуживания населения. Такой тип положительного внешнего эффекта называется технологическим переливом.

Он означает, что выгоды, связанные с производством или потреблением промышленных роботов, перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. На рис. 2 показаны последствия положительного внешнего эффекта при отсутствии внешних издержек, т.е. если МЕС = 0.

Рис. 2. Положительный внешний эффект

Предложение роботов описывается кривой MSC. При отсутствии внешних издержек MSC = МРС. Кривая спроса D1 отражает предельную индивидуальную полезность (выгоду). Рыночное равновесие устанавливается в точке Е\ при равенстве предельной индивидуальной полезности предельным индивидуальным издержкам МРВ = МРС.

Параметрами точки Е1 являются равновесная цена Р1 и равновесное количество промышленных роботов Q1. Однако, с точки зрения общественной потребности, производимое количество роботов ниже социально оптимального и не обеспечивает предельной социальной полезности (выгоды) для общества, поэтому соответственно занижена цена Р1 (не отражающая предельных социальных выгод производства роботов), распределение ресурсов неэффективно: они используются в недостаточном количестве в производстве данного товара. Следовательно, установившееся на рынке равновесие неэффективно.

Производство промышленных роботов может сдвинуться в сторону социального оптимума при условии трансформации положительного внешнего эффекта во внутренний. Для этого предельные внешние выгоды нужно прибавить к предельной частной выгоде. Это может сделать правительство, выплатив фирмам за каждого дополнительно произведенного робота корректирующую субсидию в размере МЕВ: она позволит компенсировать дополнительные затраты фирм. Предложение промышленных роботов в этом случае увеличится. Кривая спроса сдвинется вправо в положение D2. Она отражает предельную общественную выгоду: D2 — MSB = МРВ + МЕВ. Новое равновесие установится в точке E2 при социально оптимальном количестве роботов Q2 (Q2 > Q1) и цене Р2. Производство роботов в объеме Q2 обеспечивает получение не только предельной частной выгоды, но и предельной социальной выгоды, а цена P2 отражает предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды.

Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC, которое обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов. Полученная предельная внешняя выгода отразится в площади заштрихованной фигуры.

Итак, в ситуации отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналий) наблюдаются потери эффективности. Они могут быть устранены путем частных решений либо государственным регулированием внешних эффектов.

Основные способы частных решений — это слияния, организация взаимодействия заинтересованных сторон, общественные соглашения, создание благотворительных обществ, расширение прав собственности и заключение сделок. Рассмотрим их подробнее.

1. Внешний эффект может быть превращен во внутренний при объединении экономических субъектов в рамках одного юридического лица. Допустим, в окрестностях мясокомбината находится река, богатая рыбой, которая от сброса вредных отходов мясокомбината гибнет в больших количествах. Здесь наглядно проявляется эффект издержек перелива. Издержки обосновавшегося там рыболовецкого предприятия растут с увеличением производства мяса, что в конечном счете может грозить предприятию банкротством. При условии слияния этих двух экономических субъектов для мясокомбината внешний эффект превратится во внутренний. Однако для этого прежде всего необходимо подсчитать возможные доходы от рыбной ловли и продажи рыбы и возможные убытки от сокращения объема производства мяса. Надо учесть и затраты на строительство очистных сооружений. Если экономический анализ показывает, что ожидаемые доходы в результате слияния указанных выше субъектов больше суммы их доходов до слияния, то общая эффективность увеличится и внешний эффект будет устранен.

2. Влияние внешних эффектов может быть устранено вследствие организации взаимодействия заинтересованных сторон.

Предположим, что туристическая база расположена в живописном месте на опушке хвойного леса. Владелец лесного участка осуществляет вырубку хвойных деревьев для строительства скотоводческой фермы. Это создает отрицательный внешнией эффект для турбазы: ухудшается экология, скот нарушает покой отдыхающих. Проблемы, связанные с внешнем эффектом, могут быть решены, если владелец лесного участка и владелец турбазы организуют совместный туристический бизнес. Такая совместная деятельность возникает только в случае обоюдной заинтересованности. 3. Частные лица могут заключать общественные соглашения, создавать благотворительные общества, деятельность которых направлена на устранение последствий, порождаемых внешними эффектами. Так, пожертвования частных лиц университетам и другим учебным заведениям позволяют увеличить общественную выгоду от развития образования в стране.

4. В некоторых случаях проблему внешних эффектов можно решить с помощью социальных санкций. Существуют правила, запрещающие бросать мусор где попало, что создает для третьих лиц отрицательный эффект. Против тех, кто такие правила нарушает, применяются соответствующие законы.

5. Четкое определение прав собственности, создание рынков определенных прав собственности и заключение сделок способствуют эффективному частному решению проблемы интернализации побочных эффектов.

Нобелевский лауреат Р. Коуз доказал, что частные переговоры не требуют государственного вмешательства и приводят к решению проблемы внешних эффектов, но только в тех случаях, если четко определены права собственности субъектов, число участников переговоров невелико и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) ничтожно малы. Впервые эти положения Р. Коуз сформулировал в 1960 г. Они получили название теоремы Р. Коуза.

Р. Коуз подчеркивал необходимость установления твердых правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов, осуществляющих трансакции (рыночные сделки). Особо он выделял права на совершение определенных действий, например, право построить фабрику на данном участке земли, право испускать дым в данном месте и др. Он полагал, что если права собственности четко определены и имеется полная ясность кто, кому и за что должен платить, то экономические субъекты смогут скоординировать внешний эффект вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права собственности. При взаимовыгодном согласии экономические субъекты могут прийти к эффективному решению, максимизирующему производство, и внешний эффект устраняется. Р. Коуз отмечал, что если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, то их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения.

Современная экономическая теория утверждает, что именно исходные права определяют сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения.

Однако область применения частных решений проблемы внешних эффектов может быть ограничена рядом условий. К ним относятся: высокие трансакционные издержки по заключению сделок; нарушение договоров в силу ряда причин; различия в оценке сторонами размеров причиненного ущерба; наличие большого числа заинтересованных сторон, что не только затрудняет достижение соглашения, но и обходится слишком дорого; масштабы решаемых проблем (в частности, экологических), выходящих за рамки рынка.

Рынок не всегда и не в полной мере может справиться с внешними эффектами. Это обусловливает необходимость участия государства в регулировании внешних эффектов.

Государство измеряет внешние эффекты в денежной форме, изымает часть доходов у инициаторов внешних эффектов, перераспределяет доходы в пользу тех лиц, которые несут ущерб, не учтенный рынком, и таким образом улучшает их благосостояние. Государственное регулирование внешних эффектов ведет к перераспределению ресурсов, изменяет структуру цен.

Рассмотрим некоторые способы, используемые государством для нейтрализации внешних эффектов.

1. Прямое регулирование деятельности фирм или индивидов. Допустим, металлургический и целлюлозно-бумажный комбинаты осуществляют ежегодные сбросы вредных отходов в реку в одинаковом объеме по 600 т. Можно установить для них одинаковую максимальную величину сбросов, например до 400 т.

Реакция на такое предписание может быть разной и в значительной мере будет зависеть от затрат на строительство дополнительных очистных сооружений.

Если издержки по уменьшению вредных сбросов велики, то полученные предписания могут не достигнуть цели. Кроме того, при достижении установленной нормы сброса до 400 т в год у производителей исчезнет стимул дальше сокращать их объем.

Иногда вводится прямой запрет на использование в производстве некоторых ядовитых химических соединений или на введение новых источников загрязнения. Подобные запреты чаще всего дают меньший эффект, чем предполагается, так как при уменьшении уровня загрязнения воды и воздуха одними веществами не исключается возрастающая концентрация других вредных и токсических веществ.

2. В решении проблемы контроля за загрязнением окружающей среды используется также законодательный подход, опирающийся на Гражданский кодекс. Принимаются законы об охране окружающей природной среды, устанавливается юридическая ответственность за экологическое правонарушение.

3. Более эффективной мерой является введение налога, корректирующего воздействие отрицательных внешних эффектов (налог Пигу). Как отмечалось ранее, налогообложению подлежит деятельность, приводящая к отрицательным экстерналиям. Величина налога определяется внешними издержками на каждую единицу производимой продукции — МЕС и объемом производства — Q.

Введение корректирующего налога означает:

• установление цены на загрязнение;

• распределение загрязнения среди предприятий, у которых наиболее высоки издержки по уменьшению вредных выбросов;

• стимулирование деятельности предприятий по освоению новых технологий, повышению эффективности производства и сокращению объема производства до социально-оптимального уровня, при котором MSC = MSB;

• привлечение правительством средств, необходимых для проведения мероприятий по охране окружающей среды.

В практике установления корректирующего налога сложной является проблема установления размера ущерба, связанного с жизнью и здоровьем человека. Возникают трудности, связанные с выяснением точного источника загрязнения, а также с доказательством факта нанесения ущерба. Для выбора уровня налога исключительно важное значение имеет точное определение величины внешних предельных издержек, которые бы адекватно отражали внешний отрицательный эффект. Уровень налога зачастую определяется в ходе острых экономических и политических дискуссий.

4. Одним из способов государственного регулирования внешних эффектов является субсидирование деятельности, порождающей положительный внешний эффект (субсидия Пигу). Оно устраняет недостатки в распределении ресурсов для производства благ, которые имеются в объеме, не удовлетворяющем общественные потребности. Установление субсидий требует достоверной информации о субъектах субсидирования, о размерах предельных внешних выгод, получаемых третьими лицами. Зачастую это связано с высокими трансакционными издержками.

5. Государство применяет также процедуру экологического аудита, который означает проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (нормативов, межгосударственных стандартов).

Отрицательные внешние эффекты часто связаны с загрязнением окружающей среды. Проблема загрязнения окружающей среды как следствие НТП и бурного роста промышленного производства сегодня приобрела глобальный характер. К концу XX в. загрязнение окружающей среды поставило человечество на грань экологической катастрофы.

В различных регионах мира действует Программа ООН по окружающей среде, в соответствии с которой государственная политика защиты окружающей среды в разных странах должна основываться на введении эффективного природоохранного законодательства, а также законодательства, определяющего ответственность за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба. Однако до сих пор во многих странах такое законодательство отсутствует.

Вместе с тем регулирующая роль государства в экологической сфере укрепляется. В результате проведения природоохранных мероприятий в странах Западной Европы, США, Японии удалось улучшить экологическую ситуацию. Эта проблема ждет своего решения в глобальном масштабе.

Для оценки качества окружающей природной среды сегодня проводится мониторинг — система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Осуществляется контроль за загрязнением окружающей среды. Он означает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. Государственная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды должна сбалансировать предельные общественные выгоды контроля (MSB) с предельными общественными издержками (MSQ для его осуществления.

Существуют различные пути уменьшения загрязнения окружающей среды. К ним относятся, например, установление предельно допустимых норм вредных выбросов, введение платы за выбросы, создание рынка прав на загрязнение. Регулирование выбросов вредных веществ в биосферу предполагает введение государственных стандартов по выбросам.

Стандарты представляют собой установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах, т.е. для предприятий устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и, соответственно, определяется предельно допустимая норма их концентрации в атмосфере (ПДК).

Несоблюдение стандартов грозит фирмам штрафом или привлечением к уголовной ответственности. Однако стандарты по вредным выбросам не решают в полной мере проблему охраны окружающей среды. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда концентрация вредных веществ в воздухе городов уже превышает ПДК. Тогда для предприятий устанавливаются 250 временно согласованные выбросы вредных веществ — ВСВ, что означает снижение их норм и ослабляет ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды.

Устанавливаемые стандарты не учитывают различия в затратах, осуществляемых фирмами для уменьшения загрязнения окружающей природной среды. Вызывает трудности регулирование выбросов, исходящих от передвижных источников загрязнения. Между тем 50-60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспорта. Стандарты не учитывают различий в экологической ситуации городов и сельской местности, не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм. Кроме того, в разрешенных объемах можно сбрасывать загрязняющие вещества бесплатно.

Каков же оптимальный или эффективный объем загрязнения? Теория внешних эффектов уделяет данной проблеме большое внимание, поскольку оптимальное загрязнение рассматривается в качестве важнейшего ориентира экологической и социальной политики. Идея оптимального загрязнения подвергается критике с разных сторон. Дело в том, что несложно определить затраты на уменьшение вредных выбросов. Методика их расчетов разработана. Что касается определения величины социальных издержек, то дело обстоит не так просто. Нелегко получить достоверные данные об издержках загрязнения среды. Как учесть вред, причиненный природной красоте, а также ущерб, нанесенный здоровью людей? Проблема усложняется недостаточной разработанностью и использованием экологических прав.

Тем не менее оптимальный объем загрязнения определяется. Он зависит от предельной общественной выгоды, полученной от сокращения вредных выбросов и от предельных общественных издержек сокращения загрязнения. Рис. 11.3 иллюстрирует эффективный уровень выбросов, или оптимальный объем загрязнения, — Q. Он достигается в точке Е при сокращении выбросов до уровня, при котором обеспечивается равенство предельных общественных выгод и предельных общественных издержек MSB = MSC. При ликвидации 100% выбросов предельные общественные издержки от сокращения загрязнения превысили бы предельную общественную полезность (выгоду) от этой меры. При нулевом сокращении выбросов предельная общественная выгода была бы выше предельных общественных издержек.

С переходом к политике предотвращения экологической деградации акцент в экономической деятельности государств сместился с применения административных рычагов к использованию рыночных механизмов в вопросах регулирования экстерналий.

Рис. 3. Определение эффективного уровня выбросов

Вводятся платежи за загрязнение окружающей природной среды. Это отчисления, взимаемые с фирмы, за каждую единицу объема вредных выбросов. Цель таких платежей — компенсация вреда, причиняемого здоровью людей, природе; стимулирование сокращения выбросов, использования нового оборудования, развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий; мобилизация средств, используемых для охраны окружающей природной среды. Платежи за загрязнение носят налоговый характер. Для устранения рассматриваемого внешнего эффекта существенное значение имеет создание рынка «прав на загрязнение».

Государство выпускает лицензии, дающие фирмам разрешение на определенный объем вредных выбросов. Общее количество лицензий определяется установленным допустимым объемом загрязнения. Таким образом, предложение лицензий S абсолютно неэластично (рис. 4). Лицензии ограничены во времени. Если фирмы снижают выпуск продукции, порождающей вредные выбросы, или полностью устраняют выбросы, то они могут продать остаток прав на рынке. Продаются права на загрязнение по рыночной цене. Цена Р\ устанавливается в зависимости от спроса хозяйствующих субъектов D. Фирмы, для которых уменьшение выбросов связано с большими издержками, будут покупать права на загрязнение. Фирмы, не несущие больших затрат в связи с сокращением вредных отходов, будут продавать права на загрязнение. Например, фирма предъявила спрос на 20 000 лицензий Q, разрешающих выброс 20 000 кг вредных веществ по цене 2000 руб. за 1 кг. При этом проводятся мероприятия по сокращению вредных выбросов, вследствие чего часть лицензий может быть продана другим фирмам. Таким образом создается рынок прав на загрязнение. Возможен выкуп части лицензий организацией «зеленых». Кривая предложения сдвинется влево. Допустим, количество продаваемых лицензий составит 10 000 Q, а цена за 1 кг выбросов вредных веществ вырастет до 2200 руб. (см. рис. 4).

Рис. 4. Рынок «прав на загрязнение»

Развитие рынка прав на загрязнение способствует сокращению внешних издержек. К числу рассматриваемых рынков относится рынок парниковых газов. Перспективы для его формирования открыла Конференция ООН по изменению климата, завершившаяся в июле 2001 г. в Бонне. На этом рынке осуществляется торговля квотами на выброс парниковых газов между развитыми странами, выполняющими обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Россия является участником этого рынка. Объем рынка парниковых газов на ближайшие 20-30 лет оценивается специалистами в 700—1200 млрд долл.

Первые межгосударственные сделки по покупке углеродных квот осуществлены между США и Коста-Рикой, между Финляндией и Канадой. В Великобритании и Дании создана пилотная национальная система торговли квотами. Углекислый газ стал биржевым товаром, квоты на его сокращение продаются на Чикагской торговой бирже.

Фирмы могут напрямую торговать углеродными квотами. Так, канадская Trans Alta Corporation купила квоту на 24 тыс. т углекислого газа у германской энергокомпании Hamburgische Electrizitaetwerke.

Разрабатываются инвестиционные проекты, в соответствии с которыми инвесторы вкладывают средства в снижение выбросов углекислого газа за пределы своей страны. Это так называемые, проекты совместного осуществления (СО). Они реализуются лишь в странах, принявших обязательства по снижению выбросов парниковых газов. В России насчитывается 20 таких проектов.

Итак, государственное регулирование внешних эффектов позволяет отнести покрытие побочного экономического ущерба на счет внутренних издержек. Рынок не обладает механизмом, который мог бы это осуществить. Без введения корректирующих налогов, без разрешений на загрязнение окружающей среды и других подобных мер не удалось бы включать побочные издержки в издержки внутренние. Уровень цен был бы занижен, распределение использованных ресурсов осуществлялось бы без учета общественной потребности.

Однако принятие решений о государственном регулировании внешних эффектов должно основываться на анализе издержек и выгод. Это очень важно, так как регулирующая деятельность государства требует немалых затрат и оправдана лишь в случаях наиболее очевидных провалов рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: