Государственное регулирование экономики: сущность и формы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.

Субъектами государственного регулирования являются:

а) носители;

б) выразители;

в) исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам (студенты, пенсионеры, предприниматели и т. д.).

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

а) фирма;

б) район;

в) отрасль;

г) сфера производства;

д) национальная экономика;

е) международные отношения.

Цель государственного регулирования экономики -экономическая и социальная стабильность:

Формы государственного регулирования:

1. Планирование – процесс принятия управленческого решения, включающий в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые могут разрабатываться на различные периоды действия и иметь различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей их решения.

2. Прогнозирование – которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно – аналитическая стадия планирования. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития республики в будущем, альтернативных путях его развития, обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. Принципы прогнозирования: 1. Принцип этапизации (разрабатывается по этапам); 2. Принцип вариативности (несколько вариантов прогнозов; 3. принцип комплексности прогноза (должен комплексно учитывать всевозможные факторы, влияющие на процесс).

3. Программирование – способствует решению важнейших проблем, имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и др. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.

Методы государственного регулирования:

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, формами которых являются:

1. Прямые методы выступают в следующих основных формах:

а) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;

б) государственные закупки;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: