double arrow

Г) Полезность: объективная и субъективная

Люди потребляют товары и услуги потому, что они приносят им удовлетворение их потребностей. На языке экономической теории это свойство называется «полезностью».

Поскольку потребитель, как правило, постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нём, постольку каждая дополнительная единица блага приносит ему дополнительную полезность. Эта дополнительная полезность получила название «предельная полезность».

Она обладает следующими свойствами.

Во-первых, предельная полезность каждой следующей единицы меньше, чем предыдущей. Значит, предельная полезность носит убывающий характер. Это происходит потому, что между количеством блага и реальной потребностью в нем существует обратная зависимость. Чем блага больше по сравнению с потребностью, тем меньше предельная полезность его последней единицы. И тем меньше ценность этого блага для потребителя.

Во-вторых, общая полезность, полученная от потребления данного блага, будет равна сумме предельных полезностей всех единиц. Если, например, предельная полезность первого бутерброда равна 4, второго - 3, а третьего - 1, то общая полезность составит 8 единиц (в теорию условную единицу полезности принято называть «ютиль»).

В-третьих, предельная полезность данного блага всегда будет определяться полезностью последней имеющейся единицей блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность. В нашем примере с бутербродами она будет равна единице.

Теория предельной полезности («маржинализм») имеет в виду учет не столько затрат, сколько полезных результатов производства. Поэтому в микроэкономике широко используются идеи маржинализма при анализе поведения потребителей, образования издержек и цен, поведения фирм в условиях ограниченных ресурсов, и т. д.

Тема 2. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: