Номер раздела, темы, задания
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля знаний
|
Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа
|
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| -
| -
| -
| -
| -
|
I.
| «Развитие игровой деятельности и движений»
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
| Теоретические основы обучения игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
|
|
|
|
|
| 1. Психическое и умственное развитие ребенка в процессе игровой деятельности.
2. Цель игровой деятельности, ее значение в психическом и умственном развитии ребенка.
3. Особенности развития игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Классификация и характеристика игр.
|
| –
| –
|
| Схемы-опоры, нормативные документы
Схемы-опоры
| Осн. [1;5]
Доп.[10;32]
| Рефлексия
Обсуждение опорных схем
|
1.2.
| Виды игры и педагогическое руководство ими у дошкольников с нарушениями речи.
| –
|
|
| –
|
|
|
|
| 1. Творческие игры и игры с готовыми правилами и содержанием.
2. Сюжетно-ролевые игры как основной вид творческих игр.
3. Дидактические и конструктивные игры.
4. Развитие речи в процессе игры у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Использование игры в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися дошкольниками.
6. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой, дидактической и подвижной игрой дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении.
7. Приемы руководства различными видами игр дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
8. Требования программы по соответствующему разделу на разных годах обучения.
| –
|
|
| –
| Схемы-опоры
нормативные документы, конспекты различных видов игр, программа для специальных дошкольных учреждений
| Осн. [1;3;5]
Доп.[6;10;15;32]
Осн. [1;3;5]
Доп.[6;10;15;32]
| Экспресс-контроль
Анализ
конспектов игр
|
1.3.
| Развитие движений у дошкольников с нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
| | | |
| 1. Физическое воспитание как часть общей системы воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Специфика задач физической подготовки дошкольников с учетом двигательных особенностей детей с различными нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание).
3. Современные формы и методы работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи по формированию основ здорового образа жизни.
4. Система планирования и проведения занятий по физическому воспитанию в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
| нормативные документы, конспекты различных подвижных игр, программа для специальных дошкольных учреждений
| Осн.[1;5]
Доп.[6;15;28]
| Рефлексия, анализ нормативных документов
|
II
| «Ознакомление с окружающим миром и бытовой труд»
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
| Общие вопросы методики ознакомления с окружающим миром дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
|
| −
| −
| −
|
|
|
|
| 1. Предмет, задачи курса «Ознакомление с окружающим миром».
2. Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Общая характеристика программных требований раздела «Ознакомление с окружающим миром» по годам обучения.
4. Методы и приемы ознакомления с окружающим миром дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
| Нормативные документы,
схемы-опоры
| Осн.[1;5]
Доп.[2;15;26]
| Рефлексия
|
2.2.
| Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с предметным миром, социальным окружением, бытом людей, их трудом.
| −
| -
|
| −
|
|
|
|
| 1. Содержание коррекционно-педагогической работы по ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с окружающими предметами и социальными явлениями.
2. Методика ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с предметным миром.
3. Методика ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с социальным окружением, бытом людей, их трудом.
| –
| --
|
| –
| Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
| Осн.[1;5]
Доп [2;15;26]
| Анализ конспектов занятий
|
2.3.
| Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным и животным миром
|
|
| -
| –
|
|
|
|
| 1. Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растениями поля, леса, луга.
2. Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с комнатными растениями.
3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным миром.
4. Содержание коррекционно-педагогической работы по ознакомлению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с животными.
5. Методы и приемы ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с животными (наблюдение, сравнение, рассказ и др.).
|
| –
| –
| –
| Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
| Осн.[1;5]
Доп [2;5;26]
Осн.[1;5]
Доп. [2;5;26]
Осн.[1;5]
Доп [2;5;26]
| Рефлексия.
Анализ конспектов занятий
Рефлексия
|
2.4.
| Методика обучения самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
|
| –
| –
|
|
|
|
|
| 1. Содержание и усложнение программных требований по обучению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду.
2. Методы и приемы обучения хозяйственно-бытовому труду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Методические рекомендации по формированию трудовых умений по самообслуживанию на разных гадах обучения в специальном дошкольном учреждении.
4. Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи навыкам самообслуживанию в процессе режимных моментов: на прогулке; во время игр; занятий; при соблюдении правил личной гигиены; при приеме пищи.
5. Методические рекомендации по формированию трудовых умений хозяйственно-бытового содержания на разных гадах обучения в специальном дошкольном учреждении.
|
| –
| –
| -
| Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
Хрестоматия
| Осн.[1;5]
Доп [2;26]
Осн.[1;5]
Доп [2;26]
| Рефлексия анализ конспектов занятий
Собеседование
|
III
| «Развитие речи».
|
|
|
|
| | | |
3.1.
| Общие вопросы методики развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
|
| –
| –
| –
| | | |
| 1. Лингводидактические принципы выбора средств обучения языку.
2. Направления современных исследований обучения языку дошкольников с нарушениями речи.
3. Сущность методики развития речи в специальном дошкольном учреждении, связь с другими учебными дисциплинами.
4. Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении.
5. Требования к занятиям по развитию речи в специальном дошкольном учреждении.
6. Требования к речи педагога.
7. Основные методы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
| Схемы-опоры
| Осн.[1;5;6]
Доп [1;24;25]
| Рефлексия,
анализ схем
|
3.2.
| Методика формирования произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
|
|
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Понятия «культура речи» и «звуковая культура речи».
2.Задачи и содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи.
3.Методы и приемы формирования произносительной стороны речи.
4.Особенности овладения произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
5. Содержание и усложнение по годам обучения программных требований по соответствующему разделу.
6.Организация работы по формированию произносительной стороны речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
|
-
| -
| –
-
| –
-
| Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
| Осн.[1;5;6]
Доп [1;22;25;30]
Осн.[1;5;6]
Доп [1;2;22;25;30]
| Рефлексия анализ конспектов занятий
Экспресс-контроль анализ конспектов занятий
|
3.3.
| Методика формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
|
|
| –
|
|
|
|
| 1. Основные закономерности овладения ребенком лексикой.
2. Основные задачи и направления словарной работы в специальном дошкольном учреждении.
3. Методы и приемы формирования лексики у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Содержание и усложнение программных требований по соответствующему разделу
4. Поэтапность усвоения ребенком грамматических средств языка.
5. Направления и задачи коррекционной работы по формированию грамматического строя речи.
6. Методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
|
| -
| -
| –
| Схемы- опоры
Конспекты занятий
Конспекты занятий, дидактические игры
| Осн.[1;6]
Доп [1;18;19;24;25]
Осн.[1;6]
Доп [1;18;19;24;25]
Осн.[1;6]
Доп [1;18;19;24;25]
| Рефлексия
Анализ конспектов игр
Анализ проведенных игр
|
3.4.
| Методика развития связной речи и обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
| –
| –
| –
|
|
|
|
|
| 1.Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи пересказу.
2. Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию.
3. Методика обучения грамоте.
| –
| –
| –
|
| Хрестоматия,
конспекты занятий
| Осн.[1;6]
Доп [1;11, 17, 20;24;25]
| Тест-контроль
|
IV
| Сенсорное воспитание.
|
|
|
| –
|
|
|
|
4.1.
| Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Основные положения сенсорного воспитания.
2. Сенсорное развитие, сенсорное воспитание, их взаимосвязь.
3. Психологические основы сенсорного воспитания дошкольников.
4. Системы сенсорного воспитания.
5. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей с нарушениями речи.
6. Создание систем сенсорного воспитания в условиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
| Схемы-опоры
| Осн.[1;4, 5]
Доп [4]
| Рефлексия
|
4.2.
| Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
|
| –
|
|
|
|
| 1. Занятие как основная форма организации процесса сенсорного воспитания дошкольников с ТНР. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Условия и средства сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».
3. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».
|
| –
|
| –
| Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
Дидактический материал,
конспекты занятий
| Осн.[1;4, 5]
Доп [4]
Осн.[1;4, 5]
Доп [4]
| Анализ нормативных документов
Анализ составленных конспектов,
анализ планов
|
4.3.
| Методы и приемы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
|
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Развитие различных форм восприятия; представлений о величине у дошкольников с нарушениями речи.
2. Сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
3. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.
4. Развитие слухового восприятия, формирование фонематического слуха в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи.
5. Ориентировка в пространстве, пространственные представления.
6. Методика формирования представлений о величине у детей с нарушениями речи.
|
|
| –
| –
| Дидактический материал,
конспекты занятий
Дидактический материал,
конспекты игр и упражнений
| Осн.[1;4, 5]
Доп [4]
Осн.[1;4, 5]
Доп [4]
| Рефлексия
Анализ дидактического материала и конспектов игр
|
V.
| Формирование элементарных математических представлений.
|
|
|
| –
|
|
|
|
5.1.
| Общие вопросы методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
|
| –
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Понятие «математическое развитие дошкольников».
2. Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Задачи формирования элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Методы и приемы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Требования программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» по разделу «Формирование элементарных математических представлений».
|
| –
| –
| –
| Схемы-опоры
| Осн.[1;2, 5]
Доп [3, 13, 14, 16, 29]
| Обсуждение опорных схем
|
5.2.
| Методика формирования количественных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
| –
|
|
| –
|
|
|
|
| 1. Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с ТНР.
2. Требования программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР».
3. Формирование количественных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на II; III; III, IV годах обучения.
4. Требования к планированию работы по формированию элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи, заиканием.
| –
|
|
| –
| Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
Дидактический материал,
конспекты игр и упражнений,
примеры планирования
| Осн.[1;2, 5]
Доп [3, 13, 14, 29]
Осн.[1;2, 5]
Доп [3, 13, 14, 29]
| Анализ нормативных документов и конспектов занятий.
Анализ конспектов занятий и планов
|
5.3.
| Методика формирования представлений о величине, форме, пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
|
|
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Формирование представлений о величине, сопоставлении предметов по величине (больше – меньше – маленький; узкий – шире – широкий и т.д.).
2. Методы и приемы формирования геометрических представлений.
3. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Программные требования раздела «Формирование элементарных математических представлений» по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Формирование пространственных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
6. Формирование представлений о времени у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
|
|
| –
| –
| Дидактический материал,
конспекты игр и упражнений
Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
| Осн.[1;2, 5]
Доп [3, 13, 14, 16, 29]
Осн.[1;2, 5]
Доп [3, 13, 14, 16, 29]
| Рефлексия,
Анализ нормативных документов и конспектов занятий
|
5.4.
| Виды дискалькулии и их профилактика у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Основные концептуальные подходы к проблеме механизмов дискалькулии.
2. Симптоматика дискалькулии.
3. Профилактика дискалькулии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
| Схемы-опоры
| Осн.[1; 5]
Доп [3]
| Экспресс-контроль
|
VI.
| Изобразительная деятельность и конструирование
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1.
| Общие вопросы методики изодеятельности и конструирования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи.
|
| –
| –
| –
|
|
|
|
| 1. Значение занятий по изодеятельности и конструированию в системе коррекционно-развивающего процесса обучения и воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Основные задачи обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изодеятельности и конструированию.
3. Содержание обучения изодеятельности и конструированию в специальном дошкольном учреждении.
4. Подготовка детей с нарушениями речи к школе на занятиях по изодеятельности и конструированию.
|
| –
| –
| –
| Нормативные документы
| Осн.[1; 5]
Доп [8, 9, 12, 26]
| Рефлексия
|
6.2.
| Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи изобразительной деятельности.
|
| -
|
| –
|
|
|
|
| 1. Методика обучения лепке дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения.
2. Методика обучения аппликации дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения.
3. Виды рисования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Методика обучения рисованию предметов.
5. Методика обучения сюжетному и декоративному рисованию.
|
| -
| -
| –
| Поделки детей,
нормативные документы
Рисунки детей,
Программа для специальных дошкольных учреждений.
Конспекты занятий,
рисунки детей
| Осн.[1; 5]
Доп [23]
| Рефлексия
Анализ нормативных документов, рисунков детей.
Анализ конспектов занятий
|
6.3.
| Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи конструированию.
| –
|
| –
|
|
|
|
|
| 1. Особенности конструктивного праксиса дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Методика обучения конструированию из строительного материала на разных годах обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Обучению конструированию из бумаги дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Методика обучения созданию сложных конструкций. Обучение конструированию по рисунку, представлению.
5. Развитие творчества дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию.
6. Приемы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию.
| –
|
| –
|
| Хрестоматия
Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий
| Осн.[1; 5]
Доп [12, 21]
Осн.[1; 5]
Доп [12, 21]
| Собеседование
Анализ программных требований и конспектов занятий
|