| Номер раздела, темы, задания | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | |||
| Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа | |||||
| 1. | 2. | 3. | 4. | |||||
| I. | «Развитие игровой деятельности и движений» | |||||||
| 1.1. | Теоретические основы обучения игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | |||||
| 1. Психическое и умственное развитие ребенка в процессе игровой деятельности. 2. Цель игровой деятельности, ее значение в психическом и умственном развитии ребенка. 3. Особенности развития игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи. 4. Классификация и характеристика игр. | – | – | Схемы-опоры, нормативные документы Схемы-опоры | Осн. [1;5] Доп.[10;32] | Рефлексия Обсуждение опорных схем | |||
| 1.2. | Виды игры и педагогическое руководство ими у дошкольников с нарушениями речи. | – | – | |||||
| 1. Творческие игры и игры с готовыми правилами и содержанием. 2. Сюжетно-ролевые игры как основной вид творческих игр. 3. Дидактические и конструктивные игры. 4. Развитие речи в процессе игры у дошкольников с общим недоразвитием речи. 5. Использование игры в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися дошкольниками. 6. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой, дидактической и подвижной игрой дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении. 7. Приемы руководства различными видами игр дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 8. Требования программы по соответствующему разделу на разных годах обучения. | – | – | Схемы-опоры нормативные документы, конспекты различных видов игр, программа для специальных дошкольных учреждений | Осн. [1;3;5] Доп.[6;10;15;32] Осн. [1;3;5] Доп.[6;10;15;32] | Экспресс-контроль Анализ конспектов игр | |||
| 1.3. | Развитие движений у дошкольников с нарушениями речи. | – | – | – | ||||
| 1. Физическое воспитание как часть общей системы воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 2. Специфика задач физической подготовки дошкольников с учетом двигательных особенностей детей с различными нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание). 3. Современные формы и методы работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи по формированию основ здорового образа жизни. 4. Система планирования и проведения занятий по физическому воспитанию в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | – | нормативные документы, конспекты различных подвижных игр, программа для специальных дошкольных учреждений | Осн.[1;5] Доп.[6;15;28] | Рефлексия, анализ нормативных документов | ||
| II | «Ознакомление с окружающим миром и бытовой труд» | |||||||
| 2.1. | Общие вопросы методики ознакомления с окружающим миром дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | − | − | − | ||||
| 1. Предмет, задачи курса «Ознакомление с окружающим миром». 2. Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 3. Общая характеристика программных требований раздела «Ознакомление с окружающим миром» по годам обучения. 4. Методы и приемы ознакомления с окружающим миром дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | – | Нормативные документы, схемы-опоры | Осн.[1;5] Доп.[2;15;26] | Рефлексия | ||
| 2.2. | Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с предметным миром, социальным окружением, бытом людей, их трудом. | − | - | − | ||||
| 1. Содержание коррекционно-педагогической работы по ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с окружающими предметами и социальными явлениями. 2. Методика ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с предметным миром. 3. Методика ознакомлению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с социальным окружением, бытом людей, их трудом. | – | -- | – | Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий | Осн.[1;5] Доп [2;15;26] | Анализ конспектов занятий | ||
| 2.3. | Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным и животным миром | - | – | |||||
| 1. Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растениями поля, леса, луга. 2. Ознакомление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с комнатными растениями. 3. Методы и приемы ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным миром. 4. Содержание коррекционно-педагогической работы по ознакомлению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с животными. 5. Методы и приемы ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с животными (наблюдение, сравнение, рассказ и др.). | – | – | – | Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий | Осн.[1;5] Доп [2;5;26] Осн.[1;5] Доп. [2;5;26] Осн.[1;5] Доп [2;5;26] | Рефлексия. Анализ конспектов занятий Рефлексия | ||
| 2.4. | Методика обучения самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | – | – | |||||
| 1. Содержание и усложнение программных требований по обучению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. 2. Методы и приемы обучения хозяйственно-бытовому труду дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 3. Методические рекомендации по формированию трудовых умений по самообслуживанию на разных гадах обучения в специальном дошкольном учреждении. 4. Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи навыкам самообслуживанию в процессе режимных моментов: на прогулке; во время игр; занятий; при соблюдении правил личной гигиены; при приеме пищи. 5. Методические рекомендации по формированию трудовых умений хозяйственно-бытового содержания на разных гадах обучения в специальном дошкольном учреждении. | – | – | - | Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Хрестоматия | Осн.[1;5] Доп [2;26] Осн.[1;5] Доп [2;26] | Рефлексия анализ конспектов занятий Собеседование | ||
| III | «Развитие речи». | |||||||
| 3.1. | Общие вопросы методики развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | – | – | – | ||||
| 1. Лингводидактические принципы выбора средств обучения языку. 2. Направления современных исследований обучения языку дошкольников с нарушениями речи. 3. Сущность методики развития речи в специальном дошкольном учреждении, связь с другими учебными дисциплинами. 4. Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении. 5. Требования к занятиям по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. 6. Требования к речи педагога. 7. Основные методы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. | – | – | – | Схемы-опоры | Осн.[1;5;6] Доп [1;24;25] | Рефлексия, анализ схем | ||
| 3.2. | Методика формирования произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | – | – | |||||
| 1. Понятия «культура речи» и «звуковая культура речи». 2.Задачи и содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи. 3.Методы и приемы формирования произносительной стороны речи. 4.Особенности овладения произносительной стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 5. Содержание и усложнение по годам обучения программных требований по соответствующему разделу. 6.Организация работы по формированию произносительной стороны речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. | - | - | – - | – - | Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий | Осн.[1;5;6] Доп [1;22;25;30] Осн.[1;5;6] Доп [1;2;22;25;30] | Рефлексия анализ конспектов занятий Экспресс-контроль анализ конспектов занятий | |
| 3.3. | Методика формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | ||||||
| 1. Основные закономерности овладения ребенком лексикой. 2. Основные задачи и направления словарной работы в специальном дошкольном учреждении. 3. Методы и приемы формирования лексики у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Содержание и усложнение программных требований по соответствующему разделу 4. Поэтапность усвоения ребенком грамматических средств языка. 5. Направления и задачи коррекционной работы по формированию грамматического строя речи. 6. Методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. | - | - | – | Схемы- опоры Конспекты занятий Конспекты занятий, дидактические игры | Осн.[1;6] Доп [1;18;19;24;25] Осн.[1;6] Доп [1;18;19;24;25] Осн.[1;6] Доп [1;18;19;24;25] | Рефлексия Анализ конспектов игр Анализ проведенных игр | ||
| 3.4. | Методика развития связной речи и обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | – | – | – | ||||
| 1.Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи пересказу. 2. Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию. 3. Методика обучения грамоте. | – | – | – | Хрестоматия, конспекты занятий | Осн.[1;6] Доп [1;11, 17, 20;24;25] | Тест-контроль | ||
| IV | Сенсорное воспитание. | – | ||||||
| 4.1. | Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | – | ||||
| 1. Основные положения сенсорного воспитания. 2. Сенсорное развитие, сенсорное воспитание, их взаимосвязь. 3. Психологические основы сенсорного воспитания дошкольников. 4. Системы сенсорного воспитания. 5. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей с нарушениями речи. 6. Создание систем сенсорного воспитания в условиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. | – | – | – | Схемы-опоры | Осн.[1;4, 5] Доп [4] | Рефлексия | ||
| 4.2. | Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | |||||
| 1. Занятие как основная форма организации процесса сенсорного воспитания дошкольников с ТНР. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Условия и средства сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». 3. Содержание сенсорного воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Формирование сенсорно-персептивной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе работы по всем разделам программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». | – | – | Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Дидактический материал, конспекты занятий | Осн.[1;4, 5] Доп [4] Осн.[1;4, 5] Доп [4] | Анализ нормативных документов Анализ составленных конспектов, анализ планов | |||
| 4.3. | Методы и приемы сенсорного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | |||||
| 1. Развитие различных форм восприятия; представлений о величине у дошкольников с нарушениями речи. 2. Сенсорные эталоны цвета, формы, величины. 3. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями речи. 4. Развитие слухового восприятия, формирование фонематического слуха в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи. 5. Ориентировка в пространстве, пространственные представления. 6. Методика формирования представлений о величине у детей с нарушениями речи. | – | – | Дидактический материал, конспекты занятий Дидактический материал, конспекты игр и упражнений | Осн.[1;4, 5] Доп [4] Осн.[1;4, 5] Доп [4] | Рефлексия Анализ дидактического материала и конспектов игр | |||
| V. | Формирование элементарных математических представлений. | – | ||||||
| 5.1. | Общие вопросы методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | – | – | – | ||||
| 1. Понятие «математическое развитие дошкольников». 2. Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 3. Задачи формирования элементарных математических представлений в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Методы и приемы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 5. Требования программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». | – | – | – | Схемы-опоры | Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 16, 29] | Обсуждение опорных схем | ||
| 5.2. | Методика формирования количественных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | |||||
| 1. Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с ТНР. 2. Требования программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР». 3. Формирование количественных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на II; III; III, IV годах обучения. 4. Требования к планированию работы по формированию элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи, заиканием. | – | – | Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий Дидактический материал, конспекты игр и упражнений, примеры планирования | Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 29] Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 29] | Анализ нормативных документов и конспектов занятий. Анализ конспектов занятий и планов | |||
| 5.3. | Методика формирования представлений о величине, форме, пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | – | – | |||||
| 1. Формирование представлений о величине, сопоставлении предметов по величине (больше – меньше – маленький; узкий – шире – широкий и т.д.). 2. Методы и приемы формирования геометрических представлений. 3. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Программные требования раздела «Формирование элементарных математических представлений» по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 5. Формирование пространственных представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 6. Формирование представлений о времени у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. | – | – | Дидактический материал, конспекты игр и упражнений Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий | Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 16, 29] Осн.[1;2, 5] Доп [3, 13, 14, 16, 29] | Рефлексия, Анализ нормативных документов и конспектов занятий | |||
| 5.4. | Виды дискалькулии и их профилактика у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | – | ||||
| 1. Основные концептуальные подходы к проблеме механизмов дискалькулии. 2. Симптоматика дискалькулии. 3. Профилактика дискалькулии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | – | Схемы-опоры | Осн.[1; 5] Доп [3] | Экспресс-контроль | ||
| VI. | Изобразительная деятельность и конструирование | |||||||
| 6.1. | Общие вопросы методики изодеятельности и конструирования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи. | – | – | – | ||||
| 1. Значение занятий по изодеятельности и конструированию в системе коррекционно-развивающего процесса обучения и воспитания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Основные задачи обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изодеятельности и конструированию. 3. Содержание обучения изодеятельности и конструированию в специальном дошкольном учреждении. 4. Подготовка детей с нарушениями речи к школе на занятиях по изодеятельности и конструированию. | – | – | – | Нормативные документы | Осн.[1; 5] Доп [8, 9, 12, 26] | Рефлексия | ||
| 6.2. | Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи изобразительной деятельности. | - | – | |||||
| 1. Методика обучения лепке дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения. 2. Методика обучения аппликации дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на разных годах обучения. 3. Виды рисования в специальном дошкольном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Методика обучения рисованию предметов. 5. Методика обучения сюжетному и декоративному рисованию. | - | - | – | Поделки детей, нормативные документы Рисунки детей, Программа для специальных дошкольных учреждений. Конспекты занятий, рисунки детей | Осн.[1; 5] Доп [23] | Рефлексия Анализ нормативных документов, рисунков детей. Анализ конспектов занятий | ||
| 6.3. | Методика обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи конструированию. | – | – | |||||
| 1. Особенности конструктивного праксиса дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Методика обучения конструированию из строительного материала на разных годах обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 3. Обучению конструированию из бумаги дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Методика обучения созданию сложных конструкций. Обучение конструированию по рисунку, представлению. 5. Развитие творчества дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию. 6. Приемы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях по конструированию. | – | – | Хрестоматия Программа для специальных дошкольных учреждений, конспекты занятий | Осн.[1; 5] Доп [12, 21] Осн.[1; 5] Доп [12, 21] | Собеседование Анализ программных требований и конспектов занятий |






