Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Конкуренция: понятие, виды. Охарактеризовать «плюсы» и «минусы» конкуренции для участников рынка




Вопрос 24

Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка

Различают следующие виды конкуренции:

1. чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Основные черты:

1. Большое число независимых производителей и потребителей данной

продукции. Доля отдельного производителя очень мала.

2. Производится стандартизованная продукция, так что потребителю

безразличен ее конкретный производитель.

3. Цены складываются исключительно как результат соотношения текущего спроса и предложения. Никто из поставщиков или потребителей не может влиять на цену, и все соглашаются с рыночной ценой (прайс-тейкер). Все производители имеют равный доступ к отраслевому сырью, технологиям и информации.

4. Возможен свободный вход и выход из отрасли. Нет никаких экономических или организационных ограничений, препятствующих появлению новых фирм или реализации производственных фондов путем их продажи действующим фирмам.

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальную (абстрактную) модель рынка, которая:

1) позволяет проанализировать динамику и механизмы образования прибыли, цен и определить оптимальный объем производства;

2) является базой для анализа и сопоставления реальных рыночных структур с этой идеальной моделью.

ценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен. Доля отдельного поставщика очень мала, повышение цены с целью увеличения прибыли приведет к тому, что потребитель просто откажется от более дорогого товара и купит аналогичный товар по стандартной рыночной цене у других поставщиков. Снижение цены не приведет к увеличению объема продажи, т.к. любой объем поставок и без снижения цен данная фирма может продать по стандартной рыночной цене. Кроме того, более низкая цена на стандартный рыночный товар может вызвать недоверие к товару со стороны потребителя.

неценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.

вся продукция является стандартизованной, продается по одной и той же цене, и, кроме увеличения издержек и потери части прибыли, неценовая конкуренция никакого результата не дает.

2. несовершенная конкуренция — конкуренция, в условиях рынка значительно отличающаяся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции.

Используемые средства

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек производства и обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики

Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относят:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример - власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

4. Эффект масштаба, т.е. преимущество крупного производства, позволяющего снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынке автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительным капиталом для создания крупномасштабного производства.

5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с потенциальными новыми конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество фирм.

К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек.

К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения.





Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 803; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 6130 - | 5236 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Конкуренция: Содержание, Функции, Основные типы рыночных структур.
  2. I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственности
  3. II. Правовые основы взаимоотношений участников добровольческой (волонтерской) деятельности и работодателей (благополучателей)
  4. II. Рынок совершенной Конкуренции.
  5. Агитационно-массовое искусство революции 1917-1921 гг. Виды. Темы. Формы выражения. Авторы.
  6. Адаптация детей к школе: понятие, виды, компоненты и способы определения.
  7. Административная и уголовная ответственность за недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами публичной администрации и их должностными лицами.
  8. Административная ответственность (понятие, признаки, субъекты административной ответственности)
  9. Административная ответственность: понятие, особенности, отличия от других видов юридической ответственности
  10. Административная юрисдикция таможенных органов при производстве по делам о нарушении таможенных правил (НТП). Правовой статус субъектов и участников производства по делам о НТП.
  11. Административное правонарушение: понятие, виды.
  12. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, признаки, виды.


 

54.224.49.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.


Генерация страницы за: 0.005 сек.