Функции рынка ссудных капиталов

Структура рынка ссудных капиталов

Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансо­вых отношений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала.

Основными участниками этого рынка являются:

— первичные инвесторы, т. е. владельцы свобод­ных финансовых ресурсов, на различных усло­виях мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал;

— специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, осуществляющие не­посредственное привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

— заемщики — в лице юридических и физических лиц, а также государства, испытывающие времен­ный недостаток в финансовых ресурсах.

Исходя из вышеизложенного, современная струк­тура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками;

— временным;

— институциональным.

По временному признаку различают денежный ры­нок, на котором предоставляются краткосрочные кре­диты (до 1 года), и рынок капитала, где выдаются сред­несрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные кредиты (от 5 лет и более).

По институциональному признаку современный рынок ссудного капитала предполагает наличие рынка (собственно капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала (кредитно-банковской системы). Кроме того, рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссии ценных бумаг, и вторичный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранее выпущенные ценные бумаги. Существует небиржевой (уличный) рынок ценных бумаг, где реализуются ценные бумаги, ко­торые по тем или иным причинам не могут быть прода­ны на бирже.

Оба признака рынка ссудных капиталов характер­ны для всех развитых стран, однако, безусловно, о со­стоянии национального рынка судят по второму (ин­ституциональному) признаку, в особенности по нали­чию и степени развитости его двух основных ярусов:

— кредитно-банковской системы;

рынка ценных бумаг.

Выделяют пять основных функций рынка ссудных капиталов:

— первая — обслуживание товарного обращения через кредит;

— вторая — аккумуляция денежных сбережений юридических, физических лиц и государства, а также иностранных клиентов;

— третья — трансформация денежных фондов не­посредственно в ссудный капитал и использова­ние его в виде капиталовложений для обслужи­вания процесса производства;

— четвертая — обслуживание государства и насе­ления как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

— пятая — ускорение концентрации и централиза­ции капитала для образования мощных финан­сово-промышленных групп.

Необходимо отметить также, что:

— во-первых, первые три функции стали активно использоваться в промышленно развитых стра­нах лишь в послевоенный период;

— во-вторых, в первых четырех функциях рынок выступает в качестве своеобразного посредника в движении капитала;

— в-третьих, все функции направлены на обеспече­ние эффективного функционирования системы го­сударственно регулируемой экономики.

Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования.

4. Особенности развития рынка ссудных капиталов

Уровень развития национальных рынков ссудных капиталов определяется рядом факторов, среди кото­рых можно выделить:

— экономическое развитие страны;

— традиции функционирования в стране кредитно­го рынка и рынка ценных бумаг;

— уровень производственного накопления в стране;

— уровень сбережений населения.

Безусловное лидерство среди вышеназванных фак­торов принадлежит первому, т. е. уровню экономиче­ского развития страны.

Очевидно, что данному критерию в наибольшей сте­пени соответствуют три мировых центра экономического развития: США; Западная Европа; Япония.

В этих странах существуют мощные развитые рынки и ссудных капиталов, хотя справедливости ради нуж­но отметить, что даже между рынками ссудных капи­талов этих стран существуют определенные различия.

Наиболее мощным является рынок ссудных капи­талов США. Он отличается разветвленностью, наличи­ем двух мощных звеньев — кредитной системы и рын­ка цепных бумаг, высоким уровнем накопления капи­тала, широкой интернационализацией.

И настоящее время ситуация на рынке ссудных ка­пталов США в значительной степени определяет конъ­юнктурную ситуацию на мировом рынке капиталов.

Рынок ссудных капиталов стран Западной Евро­пы отличается от американского:

— меньшим объемом операций;

— недостаточной развитостью отдельных кредитно- финансовых институтов;

— относительной ограниченностью рынка ценных бумаг, разрушенного в результате Второй миро­вой войны.

В настоящее время наиболее мощные рынки ссуд­ных капиталов в Западной Европе имеют Англия, Гер­мания Франция, Италия, Швейцария, однако до уров­ня США они не дотягивают из-за ограниченности рынка ценных бумаг и отсутствия ряда важнейших кредит­но-финансовых институтов.

Такие же тенденции свойственны и рынку ссудных капиталов Японии, на формирование которого нега­тивное влияние оказала Вторая мировая война. Одна­ко широкое использование американского опыта и су­щественная помощь со стороны собственного государ­ства позволили Японии быстро восстановить рынок ссуд­ных капиталов, который стал играть заметную роль в 70—80-х гг. среди рынков развитых стран, уступая, тем не менее, американскому по объему мобилизуемо­го капитала и размерам реализации ценных бумаг.

Особенностью рынка ссудных капиталов Западной Европы и Японии, в отличие от США, является широ­кое участие государственных или смешанных кредит­но-финансовых учреждений.

Рынки ссудных капиталов развивающихся стран ус­тупают рынкам промышленно развитых стран. Боль­шинство развивающихся государств формально имеет такую же структуру рынка капиталов, как и у промышленно развитых стран, однако степень развития кредитного рынка и рынка ценных бумаг у них суще­ственно ниже уровня западных рынков.

Необходимо отметить две особенности национальных рынков капиталов развивающихся стран:

— наличие в их структуре сравнительно большого числа государственных или смешанных кредит­но-финансовых институтов;

— тяготение к структуре рынков ссудных капита­лов стран Запада.

Объясняется это тем фактом, что большинство раз­вивающихся стран долгое время были колониями ев­ропейских стран, а также длительным экономическим и финансовым влиянием США в Латинской Америке, что в существенной степени и предопределило разви­тие структуры национальных рынков капиталов боль­шинства развивающихся стран.

5. Формирование рынка ссудных капиталов в России

Трансформация российской экономики от админис­тративно-командной к рыночной обусловила необходи­мость создания в России рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлин­ное развитие рынка ссудных капиталов в стране воз­можно при соответствующем развитии других рынков, таких как:

— рынок средств производства;

— рынок предметов потребления;

— рынок рабочей силы;

— рынок земли;

— рынок недвижимости.

Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые им и предоставляет рынок ссудных капиталов.

Необходимо отметить, что отдельные элементы рын­ка ссудных капиталов в России существовали давно:

кредитная система (в достаточно усеченной форме);

— государственные страховые организации;

— рынок ценных бумаг в виде ограниченного вы­пуска выигрышных (либо невыигрышных) госу­дарственных займов.

Однако переход к построению в России рыночной экономики вызвал острую необходимость формирова­ния полноценного рынка ссудных капиталов в соответ­ствии с западной моделью, предусматривающей нали­чие в стране двух основных ярусов (кредитно-банковского и ценных бумаг).

В качестве основных направлений в формировании российского рынка ссудных капитанов можно выделить:

— высокую норму сбережений в стране (как в про­изводственном, так и в.личном секторе);

— широкую приватизацию, связанную с организа­цией рынка корпоративных ценных бумаг;

— создание и всемерную гарантию рынка государ­ственных ценных бумаг;

— ликвидацию монополии Сбербанка как практи­чески единственного банка по работе с деньгами населения;

— создание в стране эффективной парабанковской системы;

— принятие закона о частной собственности на зем­лю и включение земли в финансовый оборот.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития рынка ссуд­ных капиталов.

2. Какова структура рынка ссудных капиталов?

3. Назовите функции рынка ссудных капиталов.

4. Каковы особенности развития рынка ссудных ка­питалов в зарубежных странах?

5. Назовите особенности формирования рынка ссуд­ных капиталов в России.

Тема 16. Современная кредитная система

1. Структура кредитной системы стран Запада.

2. Механизм функционирования кредитной системы.

3. Формы кредита.

4. Проблема ценовой и неценовой конкуренции на кредитном рынке.

5. Государственное регулирование кредитно-финансовых ин­ститутов.

6. Проблемы формирования кредитной системы в России.

1. Структура кредитной системы стран Запада

Когда говорят о кредитной системе, то обычно подразумевают две ее стороны. Одна сторона кредитной системы — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Вторая ее сторона — совокуп­ность банков, иных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные денежные "сред­ства и предоставляющие их в ссуду.

Безусловно, кредитная система — понятие более широкое по сравнению с банковской системой, посколь­ку включает в себя помимо банков, являющихся ее ведущим звеном, банковский, потребительский, ком­мерческий, государственный, межгосударственный кре­диты со своими формами отношений и методами кре­дитования.

Современная кредитная система состоит из следую­щих основных звеньев:

1. Центральный банк, государственные или негосудар­ственные банки.

2. Банковский сектор;

коммерческие банки;

сберегательные банки;

инвестиционные банки;

ипотечные банки;

— специализированные торговые банки.

3. Парабанковский сектор:

— инвестиционные компании;

— финансовые компании;

— страховые компании;

— негосударственные пенсионные фонды;

— благотворительные фонды;

— ссудно-сберегательные ассоциации;

— кредитные союзы.

Подобная структура кредитной системы является ти­пичной для большинства современных промышленно развитых стран. Однако по степени развитости тех или иных структурных звеньев кредитной системы страны существенно отличаются друг от друга.

Так, наиболее развитой является кредитная систе­ма США, на которую ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы.

В кредитной системе стран Западной Европы наи­большее развитие получили банковский и страховой секторы. Причем в Германии банковский сектор бази­руется на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Для Франции же характерно разделение бан­ковского звена в основном на депозитные коммерчес­кие, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных, и сберегательные банки.

Современная кредитная система Японии сформиро­валась в послевоенный период в основном по амери­канскому образцу и, соответственно, имеет трехъярус­ную систему. Наибольшее развитие получил банков­ский сектор, базирующийся на городских (коммерче­ских), сберегательных и инвестиционных банках. В парабанковском секторе широкое распространение полу­чили лишь страховые и инвестиционные компании.

Кредитные системы большинства развивающихся стран в целом развиты слабо. В них существует двухъ­ярусная кредитная система, представленная националь­ным центральным банком и системой коммерческих банков. Однако необходимо отметить, что ряд азиат­ских стран, а также стран Латинской Америки (Юж­ная Корея, Сингапур, Таиланд, Индия. Мексика, Бра­зилия, Перу) имеет довольно развитую трехъярусную структуру и приближается по своему уровню к кредит­ным системам стран Западной Европы.

2. Механизм функционирования кредитной системы

Современная кредитная система есть совокупность различных кредитно-финансовых институтов, функци­онирующих на рынке ссудных капиталов. Через кре­дитную систему реализуются сущность и функции кре­дита.

Сущность кредита проявляется в его функциях. В свою очередь, функция кредита есть проявление его сущности, выражение общественного назначения кре­дита. Кредит выполняет три основные функции:

— распределительную;

— эмиссионную;

— контрольную.

Распределительная функция — распределение де­нежных средств на возвратной основе. Реализуется в процессе предоставления денежных средств предприя­тиям и организациям на условиях возвратности и плат­ности.

Эмиссионная функция — создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Про­является в том, что в процессе кредитования создают­ся платежные средства, т. е. наряду с наличными день­гами в оборот входят деньги в безналичной форме.

Контрольная функция — контроль за эффективно­стью деятельности экономических субъектов. Прояв­ляется во всестороннем контроле хозяйственной дея­тельности субъекта, получившего кредит.

Банковское кредитование юридических лиц осуще­ствляется при строгом соблюдении принципов креди­тования, которые представляют собой основу, главный элемент системы кредитования. Принципы кредитова­ния отражают сущность и содержание кредита, а так­же требования основных законов в области кредитных отношений.

Выделяют пять основных принципов кредитования:

— срочность;

— возвратность;

— платность;

— дифференцированность;

— обеспеченность ссуд.

Срочность кредитования означает, что кредит дол­жен быть возвращен в строго определенный срок. Сроч­ность кредитования представляет собой необходимое условие возвратности кредита. Определенный догово­ром срок кредитования является предельным временем нахождения денежных средств у заемщика. Наруше­ние срока искажает сущность кредита, он утрачивает свое подлинное назначение.

Возвратность означает, что после окончания срока кредита средства должны быть возвращены. Кредит как экономическая категория отличается от других кате­горий товарно-денежных отношений тем, что движе­ние денег здесь происходит на условиях возвратности.

Платность кредита означает, что заемщик должен внести банку определенную плату за временное пользо­вание заимствованными у банка денежными средства­ми. На практике этот принцип реализуется с помощью механизма банковского процента.

Банковский процент представляет собой плату, по­лучаемую кредитором от заемщика за пользование за­емными средствами.

Величина ссудного процента зависит от следующих факторов:

— спроса на кредит со стороны юридических и фи­зических лиц;

— ставки, уплачиваемой банком своим клиентам по депозитным счетам различного вида;

— срока займа, т. е. чем выше срок займа, тем выше риск, а следовательно, и величина ссудного про­цента;

— степени обеспеченности ссуды, т. е. чем ниже обес­печенность ссуды, тем выше величина ссудного процента;

— уровня инфляции в стране и стабильности денеж­ного обращения.

Реальная величина ссудного процента устанавлива­ется на практике с учетом совокупности всех вышена­званных факторов.

Дифференцированность кредитования означает, что банки не должны одинаково подходить к решению во­проса о выдаче кредита претендующим на его получе­ние клиентам. На основе предварительно проведенной работы по оценке кредитоспособности предполагаемых заемщиков банк отбирает из их числа наиболее надеж­ных и только с ними ведет дальнейшую работу по за­ключению кредитного договора.

Обеспеченность ссуд как принцип кредитования оз­начает, что имеющиеся у заемщика имущество, ценно­сти и гарантии позволяют кредитору быть уверенным в том, что возврат выданных средств будет осуществ­лен в срок. В качестве обеспечения своевременного воз­врата ссуды кредиторы по договору назначают залог, поручительство или банковскую гарантию, а также обязательства в других формах, предусмотренных за­конодательством.

3. Формы кредита

В процессе кредитования используются различные формы кредита. В условиях рынка реализуются следу­ющие формы кредита:

— коммерческий;

— банковский;

— потребительский;

— ипотечный;

— межбанковский;

— государственный;

— международный.

Коммерческий кредит — кредит, оставляемый в то­варной форме продавцами товаров и покупателям в виде отсрочки или рассрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Данная форма кредита применяется с целью ускорения реализации товаров.

Оформляется кредит в виде долгового обязательства — векселя, оплачиваемого через коммерческий банк. Особенностью этого кредита является тот факт, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная задача - ускорение процесса реализации товаров с целью получения заключенной в них прибыли. Необходимо отметить и тот факт, что процент по ком­мерческому кредиту входит в цену товара и сумму век­селя.

Банковский кредит — кредит, предоставляемый в виде денежных ссуд коммерческими банками и други­ми кредитными учреждениями юридическим и физи­ческим лицам, а также государству и иностранным клиентам. Банковский кредит превышает границы ком­мерческого кредита по размерам, срокам, направлени­ям, т. е. он имеет более широкую сферу применения.

Классифицируют банковский кредит в зависимос­ти от срока использования и типа заемщика.

Потребительский кредит — кредит, представляемый торговыми компаниями и специализированными небан­ковскими кредитными институтами населению для при­обретения товаров длительного пользования с рассроч­кой платежа.

Предоставляется подобный кредит как в денежной, так и в товарной форме. Срок пользования кредитны­ми средствами — до трех лет, а процент за его исполь­зование — от 10 до 25 %.

Ипотечный кредит — кредит, выдаваемый на при­обретение или строительство жилья либо покупку зем­ли. Его обычно предоставляют банки и специализиро­ванные небанковские кредитно-финансовые институты. Процент по кредиту составляет от 15 до 30 %. Наибо­лее развит ипотечный кредит в Англии, США, Канаде.

Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый банками друг другу, когда у одних банков возникает недостаток, а у других — избыток кредитных ресур­сов. Следует отметить, что размеры подобных креди­тов в условиях стабильно функционирующей экономи­ки достаточно значительны.

Разновидностью межбанковского кредита в отноше­ниях между хозяйствующими субъектами является межхозяйственный кредит.

Государственный кредит — кредит, при котором за­емщиком выступают государство или местные органы власти, а сам кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через Центральный банк и кре­дитно-финансовые институты.

Международный кредит — кредит, охватывающий экономические отношения между государством и меж­дународными экономическими организациями. Существует международный кредит в форме как коммерческого, так и банковского кредита.

Современная кредитная система включает два ос­новных понятия:

— совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, базирующихся на определенных фор­мах и методах кредитования;

— совокупность действующих кредитно-финансовых институтов.

Первое понятие обычно связано с движением ссуд­ного капитала в виде различных форм кредита, а вто­рое означает, что кредитная система через свои раз­личные институты аккумулирует временно свободные заемные денежные средства и направлявляемые юридическими физическим лицам, а также государству.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм, представляющий собой:

— во-первых, систему связей по аккумуляции и мо­билизации денежных капиталов между кредит­ными институтами и различными секторами эко­номики;

— во-вторых, отношения, связанные с перераспре­делением денежного капитала между самими кре­дитными институтами в рамках действующего рынка капитала;

— в-третьих, отношения между кредитными инсти­тутами и иностранными клиентами. Кредитный механизм включает в себя также все аспекты ссуд­ной, инвестиционной, учредительской, посредни­ческой, перераспределительной деятельности кре­дитной системы в лице ее институтов.

Кредитная система играет важную роль:

— в поддержании высокой нормы народнохозяй­ственного накопления, что характерно для боль­шинства промышленно развитых стран;

— в разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке;

— в формировании международных условий воспро­изводства.

При наличии общих закономерностей развития кредитным системам отдельных стран свойственны свои
особенности. В XIX в. наиболее развитой и разветвленной кредитной системой обладала Англия. Сейчас таким лидером во многих отношениях являются США. Другие западные страны нередко стремятся перенять организационные формы и методы американских кредитно-финансовых учреждений, особенно инвестиционных и страховых компаний, пенсионных фондов, организаций потребительского кредита. Для ряда стран
Западной Европы вместе с тем характерны государственные кредитные учреждения более крупного масштаба и универсального характера, чем в США.

4. Проблема ценовой и неценовой конкуренции на кредитном рынке

Развитие многоуровневой кредитной системы под­нимает конкуренцию на новую ступень, меняя ее фор­мы и методы. Однако необходимо отметить, что воз­можности ценовой конкуренции для финансово-кредит­ных и банковских институтов носят достаточно огра­ниченный характер. Связано это с рядом объективных ограничений, существующих на кредитном рынке. В первую очередь, это наличие такого финансово-кре­дитного показателя, как учетная ставка (или ставка рефинансирования), т. е. та процентная ставка, по ко­торой Центральный банк скупает долговые обязатель­ства банков и корпораций. Разумеется, этот показатель носит достаточно условный характер, однако, тем не менее, вокруг этого показателя и располагаются цены на покупаемые кредитно-финансовыми институтами ресурсы и выдаваемые ими кредиты. Кроме того, в ряде стран установление процентных ставок по срочным и сберегательным вкладам регулируется законодатель­ством, а по текущим счетам оплата процентов вообще запрещена. Все это заставляет коммерческие банки прибегать к неценовой конкуренции, т. е. предлагать своим клиентам условия, учитывающие не только ма­териальную заинтересованность клиентов. Необходимо отметить, что сберегательные банки промышленно раз­витых стран обладают большими преимуществами пе­ред коммерческими, поскольку ставки их процента не контролируются законодательством. Это, безусловно, позволяет выплачивать более высокий процент по вкла­дам, что дает значительные преимущества сберегатель­ным банкам в привлечении сбережений населения;

Страховые компании и пенсионные фонды также широко используют методы неценовой конкуренции (специальные условия контрактов, гибкие условия стра­ховых полисов, способные удовлетворить те или иные потребности клиента).

В отношении ссуд и предоставления кредитов кон­куренция между кредитно-финансовыми институтами носит специфический характер. В любой группе кре­дитно-финансовых институтов процентная ставка по кредитам устанавливается так называемым путем «ли­дерства в иенах», т. е. определяется небольшой груп­пой банковских монополий.

5. Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов

Государственное регулирование кредитно-финансо­вых институтов — один из важнейших элементов раз­вития и формирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регу­лирования являются:

— политика Центрального банка в отношении кредитно- финансовых институтов;

— налоговая политика государства;

— участие государства в смешанных или государ­ственных кредитных институтах;

— законодательное регулирование деятельности раз­личных институтов кредитно-финансовой системы.

В большинстве промышленно развитых стран по­литика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осу­ществляется в следующих формах.

1.Учетная политика Центрального банка заключа­ется в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, тор­говых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. У тал политика обычно сочетается с государствен­ным регулированием процентных ставок по вкла­дам и кредитам.

2.Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов для коммер­ческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обяза­ны хранить часть своих кредитных ресурсов на бес­процентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расши­ряет или ограничивает кредитную экспансию ком­мерческих банков на кредитном рынке страны.

3.Третьей формой регулирования являются операции Центрального банка на открытом рынке с госу­дарственными организациями путем их купли-про­дажи кредитно-финансовым институтам. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно за­конодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облига­ций, финансируя таким образом дефицит государ­ственного бюджета.

4. Четвертой формой регулирования является прямое воздействие Центрального банка на кредитную си­стему путем прямых инструкций, директив, пред­писаний и писем, а также применения санкций за их нарушение.

Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке Рос­сии:

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России;

— операции на открытом рынке;

— рефинансирование банков;

— валютное регулирование;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Относительно процентных ставок по операциям Бан­ка России законом предусматривается, что Банк Рос­сии может устанавливать одну или несколько процент­ных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Под системой рефинансирования понимаются фор­мы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Процентные ставки Банка России представляют со­бой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кре­дитных ресурсов, предоставляемых Центральным бан­ком коммерческим банкам. Центральный банк России активно использует ставку рефинансирования в каче­стве инструмента своей денежно-кредитной политики.

Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.

Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками, во-вторых, — инст­румента текущего регулирования ликвидности на де­нежном рынке. Повышение норм резервирования ве­дет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удо­рожанию кредитов. Механизм использования обязатель­ных резервов тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кре­дитной экспансии — понижаются. Размер обязатель­ных резервов, порядок их депонирования в Банке Рос­сии устанавливается Советом директоров ЦБ РФ.

Под операциями на открытом рынке понимается купля продажа Банком России коммерческих и дру­гих векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.

Суть этого инструмента состоит в покупке или про­даже ЦБ РФ ценных бумаг за свой счет. Покупая цен­ные бумаги, Центральный банк увеличивает количе­ство денег в обращении, продавая — изымает часть их из обращения.

В настоящее время операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это — более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. В этом, безусловно, проявляется предпочте­ние рыночных методов регулирования экономики ад­министративным.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Основной формой кредитования коммерческих банков ЦБ РФ на сегодня является лом­бардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

Под валютными интервенциями понимается куп­ля-продажа Банком России иностранной валюты про­тив российской на межбанковском или биржевом рын­ках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя ва­лютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены и многие другие параметры российской экономики.

Под прямым количественным ограничением пони­мается установление ЦБ РФ максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кре­дита для банков и кредитных учреждений.

Согласно Закону о ЦБ РФ последний вправе приме­нять прямые количественные ограничения в исключи­тельных случаях, в целях проведения единой государ­ственной денежно-кредитной политики и только после консультаций с Правительством России.

Как уже было отмечено, к основным направлениям государственного регулирования кредитно-финансовых институтов, кроме механизма Центрального банка, от­носятся следующие:

1. Налоговая политика государства. Она заключает­ся в изменении налоговых ставок на прибыль, по­лучаемую кредитно-финансовыми институтами. Так, увеличение налоговых ставок может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повы­шению процентных ставок. Наоборот, снижение налоговых ставок ведет к расширению подобных опе­раций и снижению процентных ставок.

2. Участие государства в деятельности кредитно-фи­нансовых учреждений. Посредством данного мето­да государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы страны. Этот метод достаточно широко рас­пространен в странах Западной Европы и развива­ющихся странах.

3. Существенное влияние на регулирование кредит­ной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством и местными органами власти. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансо­вых институтов.

Таким образом, государственное регулирование кре­дитной системы представляет собой сложный, в опре­деленной мере эффективный и достаточно противоре­чивый механизм, прошедший в своем становлении боль­шое количество сложных этапов адаптации и серьезных структурных изменений.

6. Проблемы формирования кредитной системы в России

Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный исторический период, ко­торый определяется специфическими социально-эконо­мическими условиями развития нашей страны.

За более чем семидесятилетнюю историю кредит­ная система России прошла несколько этапов своего развития, но главными особенностями всего прошед­шего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, максимальная кон­центрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран.

На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выгляде­ла следующим образом:

— Госбанк СССР;

— Стройбанк СССР;

— Банк для внешней торговли;

— Система Гострудсберкасс;

— Госстрах и Ингосстрах.

То есть на кредитном рынке СССР господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Следует отметить, что длительное командно-адми­нистративное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кре­дитов предприятиям не возвращалась, и банки практи­чески выполняли функцию не кредитования, а финан­сирования предприятий. В этих условиях в середине 80-х гг. была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную систему, правда, до­вольно специфическую.

На верхнем уровне находился Госбанк СССР, осво­божденный от несвойственных ему функций. На вто­ром уровне находилось пять специализированных бан­ков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на негативные последствия этой банковской реформы в стране стали создаваться ком­мерческие и кооперативные банки, в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промыш­ленности и населения.

В конце 1990 г. Верховный Совет СССР принял за­кон, который окончательно установил двухъярусную банковскую систему в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили са­мостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк России.

2. Банковская система:

— коммерческие банки;

— Сберегательный банк России;

— иные специализированные банки.

3. Специализированные кредитно-финансовые институты:

— страховые компании;

— негосударственные пенсионные фонды;

— инвестиционные компании;

— финансово-строительные компании. Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизован­ного рыночного хозяйства.

В то же время процесс становления кредитной сис­темы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отне­сти следующие:

— существование мелких коммерческих банков, ко­торые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

— монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке продолжает занимать Сбе­регательный банк;

— отсутствие закона о собственности на землю в ка­честве основы для создания ипотечных банков;

— отсутствие реальных условий для развития рын­ка корпоративных ценных бумаг в качестве ос­новы для функционирования инвестиционных банков;

—отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных не­банковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

Контрольные вопросы

1. Какова структура кредитной системы стран За­пада?

2. Охарактеризуйте механизм функционирования кре­дитной системы.

3. В чем заключается проблема ценовой и неценовой конкуренции на кредитном рынке?

4. Назовите основные формы кредита.

5. В чем необходимость государственного регулирова­ния кредитно-финансовых институтов?

6. Каковы проблемы формирования кредитной систе­мы, в России?

Тема 17. Банковская система

1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства.

2. Пути развития и реформирования банковской системы Рос­сии.

1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства

Если в стране в достаточном количестве функцио­нируют банки, кредитные учреждения, а также эконо­мические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы.

Однако это не совсем так, потому что любая система: должна содержать все необходимые элементы в определенных пропорциях;

— в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;

— между элементами системы должно осуществлять­ся эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов;

— элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;

— как правило, одна система входит в другую, бо­лее широкую систему, где также взаимодейству­ет с другими элементами и выполняет свою осо­бую функцию.

Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее.

1. В стране в достаточном количестве имеются дей­ствующие банки и иные кредитные учреждения.

2. В стране нет:

— не приступивших к операциям банков;

— не предусмотренных законодательством органи­заций, осуществляющих банковскую деятель­ность;

— кредитных организаций, осуществляющих бан­ковские операции без государственной лицензии.

3. Действует механизм, выполняющий только ему при­сущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.

4. В стране действуют самые различные экономиче­ски целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.

5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:

— с клиентурой;

— с Центральным банком страны и другими орга­нами государственной власти и управления;

— друг с другом и вспомогательными организациями.

Банковская система в качестве составной части вхо­дит в большую систему — кредитную систему страны, а кредитная система — в экономическую систему стра­ны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и немате­риальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регули­рования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценооб­разования, с условиями внешнеэкономической деятель­ности.

Действующие в стране банки могут иметь одно- и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровне­вой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кре­дитные учреждения. Необходимость создания двух­уровневой системы банков обусловлена противоречи­вым характером рыночных отношений, которые, с од­ной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммер­ческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.

Центральный банк страны является главным зве­ном банковской системы любого государства. Он — по­средник между государством и экономикой. Чаще все­го центральный банк является собственностью государ­ства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит по­литику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в инте­ресах государства в целом.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:

— осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

— является банком банков;

— является банкиром правительства;

— осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Необходимо отметить, что все функции централь­ного банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и бан­ки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирова­ния экономики. Функция денежно-кредитного регули­рования и банковского надзора является на современ­ном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы стра­ны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:

— универсальные, т. е. осуществляющие практиче­ски все виды банковских операций;

— специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на оп­ределенных видах банковских операций.

Основными функциями коммерческих банков яв­ляются:

— мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и пре­вращение их в капитал;

— кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

— расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов — от индивидуального вкладчика до круп­ной компании. Крупные банки осуществляют для сво­их клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов, выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверен­ности, хранение ценностей и т. д. Благодаря этому ком­мерческие банки постоянно и неразрывно связаны прак­тически со всеми звеньями воспроизводственного про­цесса.

Конкретным проявлением банковских функций яв­ляются операции коммерческого банка.

2. Пути развития и реформирования банковской системы России

1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес наибо­лее серьезный удар по коммерческим банкам и выявил слабые места российской банковской системы, которая, безусловно, нуждается в существенном реформирова­нии.

После 17 августа 1998 г. Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в Частности, оплату уставного ка­питала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами. Одновременно Банк России присту­пил к решению перспективных задач. Главная из них — реструктуризация всей банковской системы России.

Основные цели реструктуризации — выделение жиз­неспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание дол­госрочной ресурсной базы для качественного обслужи­вания клиентов.

В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов. Все банки были разделены на четыре группы.

Первая группа — стабильно работающие банки, име­ющие долгосрочную капитальную базу, не испытыва­ющие значительных затруднений в управлении теку­щей ликвидностью и способные работать без дополни­тельной государственной поддержки.

Вторая группа — стабильно работающие региональ­ные банки, которые станут опорой будущей региональ­ной банковской системы России.

Третья группа— отдельные крупные банки, поте­рявшие капитал и не имеющие возможности самостоя­тельно продолжать банковские операции, некоторые не­целесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.

К четвертой группе относятся разорившиеся бес­перспективные банки, безусловно подлежащие закры­тию. К их числу было отнесено более 300 банков.

Принципиально важным является вопрос структу­ры банковской системы России. Безусловно, в стране важно иметь полный «ассортимент» банков, отвечаю­щих реальным потребностям рыночной экономики. С этой целью необходимо:

— ликвидировать монополию Сбербанка в работе со средствами населения;

— создать законодательно-правовую базу и реаль­ные условия для формирования парабанковской системы, включающей весь спектр институтов по работе со средствами населения под безусловным законодательным контролем государства;

— создать в стране специализированные банки, та­кие как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, банк кредитной кооперации;

— создать условия, не допускающие привилегий для отдельных банков, в том числе созданных при участии государства;

— создать условия для поддержки региональной сети банков как условия развития производительных сил регионов.

Важным направлением развития банковской систе­мы в будущем является восстановление доверия к банковской системе, так как одним из наиболее тяже­лых последствий кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения, а в более широком аспекте — всех инвесто­ров к банковской системе. В результате этого разру­шен межбанковский рынок, у банков резко сократи­лись ресурсы, а у населения резко возросло количество наличных денег, что вызывает дополнительное давле­ние на курс рубля.

Связанным с предыдущим вопросом является вопрос о повышении внимания банков к ограничению рыноч­ных рисков. Безусловно, банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных и рискованных видов человеческой деятельности. Поэтому необходимо усо­вершенствовать действующий порядок регулирования рыночных рисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчете коэффициента достаточности капитала банка.

Реализация всех этих мер позволит восстановить де­ятельность банковской системы России и создать усло­вия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность менеджеров и акционеров банков за результат своей деятельности по управлению банком.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие банковской системы.

2. Назовите основные элементы и свойства банков­ской системы.

3. Каковы пути развития банковской системы России?

Тема 18. Рынок ценных бумаг

1. Основные понятия рынка ценных бумаг.

2. Государственные и муниципальные ценные бумаги.

3. Корпоративные ценные бумаги.

4. Организация рынка ценных бумаг. Фондовая биржа.

1. Основные понятия рынка ценных бумаг

Важным элементом эффективно функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг, который как элемент входит в систему финансового рынка.

Общеизвестно, что финансовый рынок распадается на две части:

— рынок собственного капитала;

— рынок заемного капитала.

Рынок заемного капитала представлен в условиях рыночной экономики кредитно-банковской системой страны.

Рынок собственного капитала представляет собой рынок ценных бумаг, т. е. ту часть финансового рын­ка, которая обеспечивает возможность оперативного пе­релива финансовых средств в различные секторы эко­номики и способствует активизации инвестиций. Та­ким образом, ключевой задачей рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций,, определяющих воз­можности долгосрочного экономического развития. Кроме того, рынок ценных бумаг является одним из важнейших инструментов государственной бюджетной политики.

Основным объектом, функционирующем на данном рынке, выступает ценная бумага. В современной эко­номической литературе существует множество опреде­лений этого понятия. Однако большинство экономис­тов сходятся во мнении, что ценная бумага — это осо­бым образом оформленный документ, выражающий имущественные отношения между сторонами, подтвер­ждающий право ее владельца на какое-либо имуще­ство либо его денежный эквивалент.

Существует ряд классификаций ценных бумаг:

— именные ценные бумаги, данные о владельце ко­торых записаны в специальный реестр, и ценные бумаги на предъявителя, т. е. передающиеся дру­гому лицу без идентификации личности;

— срочные ценные бумаги, т. е. бумаги, имеющие конкретный срок погашения, и бессрочные цен­ные бумаги, не содержащие конкретного срока погашения;

— документарные ценные бумаги, владелец кото­рых устанавливается на основании предъявления оформленного сертификата, и бездокументарные ценные бумаги, владелец которых устанавлива­ется на основании записи в системе ведения рее­стра;

— государственные ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством; ценные бумаги субъектов Федерации, выпускаемые субъектами Федерации; муниципальные ценные бумаги, вы­пускаемые местными органами власти; корпора­тивные, выпускаемые предприятиями и органи­зациями.

Процедуру выпуска ценных бумаг называют эмис­сией. Ценные бумаги бывают эмиссионными, т. е. раз­мещение которых требует проспекта эмиссии и регист­рации выпуска регулирующими органами, и неэмис­сионными, размещение которых не требует проспекта эмиссии.

Эмиссия осуществляется на основании решения о выпуске документа, зарегистрированного в органе го­сударственной регистрации ценных бумаг и содержа­щего данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации, однако к данному рынку относятся и дру­гие финансовые инструменты.

Акциями называются эмиссионные ценные бума­ги, подтверждающие внесение их владельцем средств в капитал акционерного общества и на этом основании дающие право голоса на собрании акционеров и на по­лучение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. Акции подразделяются на обычные и при­вилегированные, которые в отличие от обычных не дают ее владельцу права голоса на собрании акционеров, но по которым устанавливается фиксированный дивиденд.

Облигациями называют эмиссионные ценные бума­ги, закрепляющие право держателя на получение от эмитента облигации на предусмотренный ими срок но­минальной стоимости и зафиксированного процента от этой стоимости, т. е. облигации являются долговыми обязательствами, выражающими отношения займа.

Вексель — ценная бумага, определяющая отноше­ния займа. Вексель содержит ничем не обусловленное обязательство заемщика выплатить указанную в век­селе сумму. При этом вексель составляется в бумаж­ной форме в строгом соответствии с законодательно ус­тановленными нормами. Закладные (ипотечные цен­ные бумаги) — ценные бумаги, отражающие отноше­ния залога. Закладные удостоверяют право на получе­ние денежных обязательств, обеспеченных ипотекой имущества.

Производные ценные бумаги — бумаги, удостоверя­ющие право владельца на приобретение (продажу) цен­ных бумаг, эмитированных третьим лицом, в сроки и на условиях, указанных в сертификате и решении о выпуске данных производных ценных бумаг.

2. Государственные и муниципальные ценные бумаги

Государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных ценных бу­маг, удостоверяющих право их владельцев на получе­ние от эмитента денежных средств в порядке, преду­смотренном условиями эмиссии.

Государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга. В случае, если данные ценные бумаги номинированы в рублях, то они относятся к ча­сти внутреннего долга, а если в валюте — то внешнего.

Рынок государственных ценных бумаг представлен прежде всего государственными краткосрочными обли­гациями (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

На протяжении последних лет наиболее крупным сегментом российского рынка ценных бумаг по объемам первичного размещения и оборота вторичных торгов являлись ГКО.

Облигации внутреннего валютного займа выпущены Минфином и являются инструментом госу­дарственного долга, деноминированным в валюте.

Облигации субъектов Федерации считаются вторы­ми по надежности после бумаг, эмитированных феде­ральным центром, а доходность по ним даже превосхо­дила доходность ГКО.

Муниципальные облигации получили развитие в ряде государств в силу предоставления существенных налоговых льгот. Эмитентом данного вида облигаций выступает муниципалитет, обладающий правом выпус­кать долговые обязательства.

Необходимо отметить, однако, что исторически му­ниципальные облигации получили свое развитие не во всех странах, что, безусловно, связано со сложивши­мися схемами привлечения ресурсов в бюджеты горо­дов и территорий — путем получения банковских кре­дитов или выпуска муниципальных облигаций.

3. Корпоративные ценные бумаги

Эмиссионные корпоративные ценные бумаги выпус­каются в виде акций и облигаций. В развитых запад­ных странах эмиссия корпоративных ценных бумаг яв­ляется важнейшим механизмом привлечения юриди­ческими лицами денежных средств. Корпоративные ценные бумаги, выпускаемые предприятиями одной отрасли, привлекают временно свободные капиталы других отраслей, что способствует беспрепятственному переливу капитала и эффективному его использованию в наиболее доходных отраслевых проектах.

При создании акционерного общества его учредите­ли получают акции в количестве, пропорциональном внесенным в уставный капитал общества средствам.

Приобретая акции, инвестор получает право голоса в управлении акционерным обществом и право получе­ния дивиденда по итогам работы общества за год.

Однако инвестора интересует и возможность полу­чения прибыли от роста курсовой стоимости акций.

Следует сказать, что цена акции представляет со­бой интегрированный показатель, отражающий инвес­тиционную привлекательность предприятия с учетом большого количества факторов: ситуации в отрасли, по­ложения в экономике страны, финансово-экономичес­кого состояния предприятия, ситуации на рынке про­дукции предприятия и прогноза ее развития и т. д.

Привлечение дополнительных финансовых средств корпоративной структурой возможно также путем раз­мещения облигаций. Корпоративные облигации явля­ются долговой ценной бумагой, позволяющей эмитен­ту привлекать средства для реализации как кратко­срочных, так и долгосрочных инвестиционных проек­тов. Размещение облигационного займа может быть для предприятия более выгодным и простым способом при­влечения ресурсов, чем получение банковской ссуды.

Предприятия могут выпускать также векселя, но данный вид ценных бумаг не является эмиссионным и используется главным образом для проведения взаи­морасчетов. Векселя могут выпускаться только в доку­ментарной форме.

Важнейшей задачей, стоящей перед рынком корпо­ративных ценных бумаг, является создание эффектив­ного механизма по мобилизации достаточного количе­ства ресурсов для производственного инвестирования. В связи с этим первоочередной задачей является раз­витие рынка корпоративных облигаций, в том числе и деноминированных в национальной валюте, а также разработка механизма, делающего привлекательным дополнительное размещение выпусков акций россий­ских эмитентов, направленных на привлечение допол­нительных ресурсов в производство.

4. Организация рынка ценных бумаг. Фондовая биржа

Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны органов, регулирующих рынок цен­ных бумаг. Обращение ценных бумаг, т. е. купля-прода­жа между инвесторами, в том числе при посредничестве инвестиционных институтов, осуществляется по рыноч­ным ценам. Эмитированные ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг, где происходит их дальнейшее обращение. Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном рынке реализуются вновь выпускаемые ценные бумаги. Здесь продается внебирже­вой оборот. Ценные бумаги на этом рынке приобретают­ся непосредственно покупателями — обычно крупными специальными кредитно-финансовыми институтами (стра­ховыми и инвестиционными компаниями, различными фондами и т. д.) и населением.

На вторичном рынке обращаются как ранее, так и дополнительно выпущенные ценные бумаги. Существует две основные организационные разновидности вторич­ных рынков ценных бумаг: организованный рынок цен­ных бумаг, регулируемый государством, представлен­ный биржевыми и организованными внебиржевыми системами торговли, а также неорганизованный (сти­хийный) рынок ценных бумаг. На вторичном рынке главную роль играет официальная фондовая биржа.

Фондовая биржа — это организация, исключитель­ным предметом деятельности которой является обеспе­чение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, от­ражающих равновесие между спросом и предложени­ем на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня про­фессионализма участников рынка ценных бумаг.

Термин «биржа» произошел от места в городе Брюг­ге, где собирались купцы перед домом богача Ван дер Бурзе, с фамильным гербом которого были три кошель­ка. Кошелек по-голландски — «бурзэ». В XVI в. в го­роде Антверпене появилась первая фондовая биржа, где обращались облигации. Затем в Амстердаме возникла фондовая биржа для акций. В XVII в. произошло раз­деление товарных и фондовых бирж.

Биржа призвана обеспечивать условия нормально­го, цивилизованного обращения ценных бумаг. Здесь определяются их рыночные цены, обеспечивается дос­товерная всеобъемлющая информация о качестве, на­дежности, ликвидности обращаемых ценных бумаг. Все ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят про­цедуру листинга (допуска ценных бумаг к биржевым торгам). Целью листинга является допуск к биржевым торгам только качественных ценных бумаг. На бирже осуществляется регистрация сложившихся в процессе купли-продажи курсов акций и облигаций (котиров­ка). Цена, по которой заключаются сделки с ценными бумагами, называется курсом.

Фондовая биржа в Российской Федерации создает­ся в форме закрытого акционерного общества и долж­на иметь не менее трех членов. Членами фондовой бир­жи могут быть профессиональные участники рынка, в основные задачи которых входит осуществление опе­раций с ценными бумагами. Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами. Фон­довая биржа вправе устанавливать минимальные обя­зательные требования к инвестиционным институтам, необходимые для вступления в члены биржи, квали­фикационные требования к представителям членов на биржевых торгах.

На организованных рынках ценных бумаг состав­ляются фондовые индексы. Фондовые индексы — мето­ды измерения изменения цен на акции в сравнении со средними показателями. При расчете индексов учиты­ваются акции многих компаний, причем составляются как сводные индексы, так и отраслевые. Из мировых фондовых индексов наиболее известные, рассчитывае­мые на биржевом рынке. — Standard & Poor's 5000, индекс Dow Jones и индекс Нью-йоркской фондовой биржи, на внебиржевом — индекс NASDAQ.

Из российских биржевых индексов можно назвать индекс Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), индекс АК & М, из внебиржевых — индекс Российской торговой системы (РТС).

Принятие решения о покупке ценных бумаг осуще­ствляется на основе анализа, целью которого является оценка инвестиционных качеств ценных бумаг и их сопоставимость с риском. Применяются следующие методы анализа: фундаментальный и технический ана­лиз, анализ с использованием рейтингов и фондовых индексов, формирование фондового портфеля.

Контрольные вопросы

1.Определите основные понятия рынка ценных бумаг.

2.Определите особенности государственных, муни­ципальных и корпоративных ценных бумаг.

3.Опишите механизм функционирования фондовой биржи.

Тема 19. Мировая валютно-финансовая система и валютный рынок

1. Мировая валютная система.

2. Эволюция мировой валютной системы.

3. Региональные валютные системы.

4. Валютная система России в условиях перехода к рыночной экономике.

5. Принципы организации и структура валютного рынка.

 

1. Мировая валютная система

Валютная система представляет собой совокупность двух основных элементов — валютного механизма и ва­лютных отношений.

Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на националь­ном и международном уровнях.

Валютные отношения включают повседневные свя­зи, в которые вступают юридические и физические лица,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: