Индивидуализм рынка и конкуренция
В рыночной экономике господствует частная собственность. Это означает, что значительной частью национального богатства пользуются и распоряжаются частные лица.
Свобода предпринимательства дает индивидууму право приобретать ресурсы и организовывать производство по своему усмотрению. Он сам решает, что именно, в каких количествах и с помощью каких технологий будет производиться.
Обладает суверенитетом и потребитель. Все его действия определяются только собственными желаниями и платежеспособностью.
Таким образом, общей нормой поведения в рыночной экономике является приоритет личного интереса, или индивидуализм. Конечно, государство вмешивается в экономику, но ни в одной рыночной экономике такие важнейшие параметры, как объем производства и уровень цен, не устанавливаются государством. Индивидуализм, присущий рыночной системе, определяет одновременно ее сильные и слабые стороны. Именно на его основе развивается инициатива и предприимчивость. С другой стороны, индивидуализм сопряжен и с существенными недостатками. Ничем не сдерживаемые корыстные интересы частных лиц могут подорвать нормальное функционирование экономики, а значит, и основу их собственного благополучия. Препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция.
|
|
Термин «конкуренция» переводится с латинского как «столкновение», «состязание». Конкуренция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством ненужной покупателям продукции. Наоборот, перед теми, кто знает, что хотели бы купить потребители, открываются возможности быстрого наращивания объема продаж.
Конкуренция является тонким и гибким механизмом. Это проявляется в том, что наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители продукции низкого качества. Сильные фирмы, наоборот, «получают» доли рынка, ранее контролировавшиеся проигравшими фирмами.
Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на изменения обстановки. Так, уже в первые месяцы после нефтяного кризиса 1973 г. (тогда цены на нефть выросли в несколько раз!) упали продажи американских прожорливых машин и резко выросла доля в объеме продаж экономичных японских автомобилей.
Можно утверждать, что конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности и динамизма рыночной экономики.
Совершенная конкуренция. По числу продавцов и типу продаваемого товара в экономике различают четыре модели рынка: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию (табл. 6.1). Это избавляет от необходимости исследовать каждую конкретную отрасль, что невыполнимо из-за их большего числа.
|
|
При совершенной конкуренции очень большое число (тысячи!) фирм производят стандартизированную, т.е. однородную продукцию (например, зерно, картошку). Из этого следует, что неценовая конкуренция на основе различий в качестве, рекламе отсутствует. Вследствие того, что фирм очень много, следует, что каждая производит незначительную часть от общего объема продукдии. Даже сократив свой объем наполовину, фирма никак не повлияет на цену.
Модель рынка | Число фирм | Тип продукта | Контроль над ценой | Условия вступления в отрасль |
Совершенная конкуренция | Очень много | Стандартизированный | Отсутствует | Легкие, препятствий нет |
Монополистическая конкуренция | Много | Дифференцированный | Некоторый в узких пределах | Сравнительно легкие |
Олигополия | Несколько | Стандартизированный или дифференцированный | Значительный при тайном сговоре | Есть существенные препятствия |
Монополия | Одна | Уникальный | Полный | Вступление заблокировано |
Таким образом, на рынке совершенной конкуренции отдельная фирма вынуждена согласиться с ценой, приспосабливаться к ней, а не диктовать ее (рис. 6.1). (Г
Отраслевой спрос описывается ниспадающей кривой спроса (см. рис. 5.1). На Рис. 6.1. Совершенная практике совершенная конкуренция не конкуренция существует, но есть отрасли, более всего похожие на эту модель рынка, например, фермерское сельское хозяйство или фондовая биржа. Изучают совершенную конкуренцию потому, что это простейшая модель рынка. И, что еще важнее, потому, что совершенная конкуренция — образец эффективности.
Небольшой фирме, чтобы выжить, нужно уложиться со всеми своими затратами так, чтобы они не превысили цены (Р), которая от фирмы не зависит (см. рис. 6.1). Это обстоятельство экономисты называют производственной эффективностью.
Еще одним важным свойством совершенной конкуренции является эффективность в использовании ресурсов. Предположим, что из-за повышения спроса на товар на отраслевом рынке повысилась его цена. Тогда у фирмы появляется дополнительная прибыль. Это позволяет «переманить» ресурсы из других отраслей и расширить производство. Расширение отрасли закончится, когда цена товара сравняется со стоимостью альтернативных товаров, от которых общество отказалось ради увеличения производства данного товара. Таким образом, высокоэффективное распределение ресурсов при совершенной конкуренции достигается потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. А «невидимая рука» рынка организует частные интересы продавцов по направлениям, которые соответствуют интересам общества в целом.
Монополистическая конкуренция. Большинство реально существующих отраслей занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией. Часто имеет место Монополистическая конкуренция, т.е. ситуация, когда в отрасли десятки фирм, производящих дифференцированный продукт. Примерами монополистической конкуренции являются легкая и пищевая промышленность, книгоиздание, парикмахерские, химчистки, бензозаправочные станции. Дифференциация продукта может выражаться в различных формах:
• продукты могут различаться качеством;
• могут отличаться услуги, связанные с продажей продукта;
• продукт может продаваться в различных местах (в центральном магазине или в палатке на окраине);
• наконец, могут быть разными торговые марки и реклама.
Все перечисленное — это неценовые факторы. Таким образом,
при монополистической конкуренции конкурируют не только цены, но и такие неценовые факторы, как качество, условия продажи, марки, реклама.
|
|
Олигополия. Если монополистическая конкуренция — ситуация, когда «много конкуренции и мало монополии», то олигополия — противоположный случай. В этой структуре рынка небольшое число крупных фирм (как правило, менее 10) производят большую часть продукции отрасли. Причем продукт олигополии может быть и стандартизированным (стань, алюминий, спирт), и дифференцированным (автомобили, сигареты).
Еще одна характерная черта олигополии состоит в том, что в такую отрасль трудно вступить. Причинами являются: эффект от роста масштабов производства, в соответствии с которым издержки и цены гигантов ниже, чем у небольших фирм; владение патентом, собственность на источники сырья, громадные расходы на рекламу.
Присущей только олигополии является всеобщая зависимость фирм друг от друга. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы соперника, олигополист должен просчитывать реакцию конкурентов на свои действия. На практике замечено, что олигополист редко меняет цены и объемы производства своего товара, чтобы не вызывать ценовой войны со стороны конкурентов.
Под термином «ценовая война» понимают постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. В результате ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. К несчастью для потребителей, ценовые войны в настоящее время бывают довольно редко. Чаще олигополисты пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом.
Монополия. Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях других типов рыночных структур. Если не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции (см. табл. 6.1), имеет место несовершенная конкуренция. Крайним случаем несовершенной конкуренции является абсолютная монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, проще говоря понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Другая характерная черта монополии состоит в том, что покупатель должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без него.
|
|
В отличие от современной конкуренции, когда фирма соглашается с ценой, монополист диктует цену. Тот факт, что монополист не имеет конкурентов, объясняется существованием барьеров на пути вступления в отрасль. Оно заблокировано.
Примерами монополий могут служить электрические и газовые компании, профессиональные спортивные лиги. Причем монополия — это не обязательно гигант, так, местный банк или кинотеатр в небольшом городке могут быть монополистами. Классическим примером монополии в мировом масштабе является алмазный синдикат «Де Бирс», контролирующий почти 85 % мирового предложения алмазов.
Главный барьер на пути вступления в отрасль — эффект от роста масштабов производства. Суть его состоит в том, что при больших объемах производства затраты, приходящиеся на одно изделие, меньше, чем они были бы у небольшого предприятия. Следовательно, цены на продукцию крупных компаний ниже, чем у небольших предприятий. Это преимущество позволяет гигантам выигрывать в конкурентной борьбе с небольшими и малыми компаниями.