Основные модели рынка

Индивидуализм рынка и конкуренция

В рыночной экономике господствует частная собственность. Это означает, что значительной частью национального богатства пользуются и распоряжаются частные лица.

Свобода предпринимательства дает индивидууму право прио­бретать ресурсы и организовывать производство по своему усмот­рению. Он сам решает, что именно, в каких количествах и с по­мощью каких технологий будет производиться.

Обладает суверенитетом и потребитель. Все его действия опре­деляются только собственными желаниями и платежеспособно­стью.

Таким образом, общей нормой поведения в рыночной эконо­мике является приоритет личного интереса, или индивидуализм. Конечно, государство вмешивается в экономику, но ни в одной рыночной экономике такие важнейшие параметры, как объем производства и уровень цен, не устанавливаются государством. Индивидуализм, присущий рыночной системе, определяет одно­временно ее сильные и слабые стороны. Именно на его основе развивается инициатива и предприимчивость. С другой стороны, индивидуализм сопряжен и с существенными недостатками. Ни­чем не сдерживаемые корыстные интересы частных лиц могут подорвать нормальное функционирование экономики, а значит, и основу их собственного благополучия. Препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция.

Термин «конкуренция» переводится с латинского как «столк­новение», «состязание». Конкуренция безжалостно выбраковыва­ет фирмы, занятые производством ненужной покупателям про­дукции. Наоборот, перед теми, кто знает, что хотели бы купить потребители, открываются возможности быстрого наращивания объема продаж.

Конкуренция является тонким и гибким механизмом. Это про­является в том, что наибольшие трудности испытывают неэффек­тивные предприятия, производители продукции низкого качества. Сильные фирмы, наоборот, «получают» доли рынка, ранее конт­ролировавшиеся проигравшими фирмами.

Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновен­ной реакции на изменения обстановки. Так, уже в первые месяцы после нефтяного кризиса 1973 г. (тогда цены на нефть выросли в несколько раз!) упали продажи американских прожорливых ма­шин и резко выросла доля в объеме продаж экономичных япон­ских автомобилей.

Можно утверждать, что конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности и динамизма рыночной экономики.

Совершенная конкуренция. По числу продавцов и типу прода­ваемого товара в экономике различают четыре модели рынка: со­вершенную конкуренцию, монополию, монополистическую кон­куренцию и олигополию (табл. 6.1). Это избавляет от необходимо­сти исследовать каждую конкретную отрасль, что невыполнимо из-за их большего числа.

При совершенной конкуренции очень большое число (тыся­чи!) фирм производят стандартизированную, т.е. однородную про­дукцию (например, зерно, картошку). Из этого следует, что неце­новая конкуренция на основе различий в качестве, рекламе от­сутствует. Вследствие того, что фирм очень много, следует, что каждая производит незначительную часть от общего объема продукдии. Даже сократив свой объем напо­ловину, фирма никак не повлияет на цену.

Модель рынка Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия вступления в отрасль
Совершенная конкуренция Очень много Стандартизированный Отсутствует Легкие, препятствий нет
Монополистическая конкуренция Много Дифференцированный Некоторый в узких пределах Сравнитель­но легкие
Олигополия Несколько Стандартизированный или дифференци­рованный Значитель­ный при тайном сговоре Есть сущест­венные препятствия
Монополия Одна Уникальный Полный Вступление заблокировано

Таким образом, на рынке совершенной конкуренции отдельная фирма вынужде­на согласиться с ценой, приспосабливать­ся к ней, а не диктовать ее (рис. 6.1). (Г

Отраслевой спрос описывается ниспа­дающей кривой спроса (см. рис. 5.1). На Рис. 6.1. Совершенная практике совершенная конкуренция не конкуренция существует, но есть отрасли, более всего похожие на эту модель рынка, например, фермерское сельское хозяйство или фондовая биржа. Изучают совершенную конкурен­цию потому, что это простейшая модель рынка. И, что еще важ­нее, потому, что совершенная конкуренция — образец эффек­тивности.

Небольшой фирме, чтобы выжить, нужно уложиться со всеми своими затратами так, чтобы они не превысили цены (Р), кото­рая от фирмы не зависит (см. рис. 6.1). Это обстоятельство эконо­мисты называют производственной эффективностью.

Еще одним важным свойством совершенной конкуренции яв­ляется эффективность в использовании ресурсов. Предположим, что из-за повышения спроса на товар на отраслевом рынке повы­силась его цена. Тогда у фирмы появляется дополнительная при­быль. Это позволяет «переманить» ресурсы из других отраслей и расширить производство. Расширение отрасли закончится, когда цена товара сравняется со стоимостью альтернативных товаров, от которых общество отказалось ради увеличения производства данного товара. Таким образом, высокоэффективное распределе­ние ресурсов при совершенной конкуренции достигается потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. А «невидимая рука» рынка организу­ет частные интересы продавцов по направлениям, которые соот­ветствуют интересам общества в целом.

Монополистическая конкуренция. Большинство реально суще­ствующих отраслей занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией. Часто имеет место Монополистическая конкуренция, т.е. ситуация, когда в отрасли десятки фирм, производящих дифференцированный продукт. При­мерами монополистической конкуренции являются легкая и пи­щевая промышленность, книгоиздание, парикмахерские, химчи­стки, бензозаправочные станции. Дифференциация продукта мо­жет выражаться в различных формах:

• продукты могут различаться качеством;

• могут отличаться услуги, связанные с продажей продукта;

• продукт может продаваться в различных местах (в централь­ном магазине или в палатке на окраине);

• наконец, могут быть разными торговые марки и реклама.

Все перечисленное — это неценовые факторы. Таким образом,

при монополистической конкуренции конкурируют не только цены, но и такие неценовые факторы, как качество, условия про­дажи, марки, реклама.

Олигополия. Если монополистическая конкуренция — ситуа­ция, когда «много конкуренции и мало монополии», то олигопо­лия — противоположный случай. В этой структуре рынка неболь­шое число крупных фирм (как правило, менее 10) производят большую часть продукции отрасли. Причем продукт олигополии может быть и стандартизированным (стань, алюминий, спирт), и дифференцированным (автомобили, сигареты).

Еще одна характерная черта олигополии состоит в том, что в такую отрасль трудно вступить. Причинами являются: эффект от роста масштабов производства, в соответствии с которым издержки и цены гигантов ниже, чем у небольших фирм; владение патен­том, собственность на источники сырья, громадные расходы на рекламу.

Присущей только олигополии является всеобщая зависимость фирм друг от друга. Подобно тому, как шахматист должен учиты­вать возможные ходы соперника, олигополист должен просчиты­вать реакцию конкурентов на свои действия. На практике замече­но, что олигополист редко меняет цены и объемы производства своего товара, чтобы не вызывать ценовой войны со стороны кон­курентов.

Под термином «ценовая война» понимают постепенное сни­жение уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополи­стического рынка. В результате ценовой войны выигрывают потре­бители и проигрывают производители. К несчастью для потреби­телей, ценовые войны в настоящее время бывают довольно редко. Чаще олигополисты пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом.

Монополия. Ограниченность совершенной конкуренции пре­одолевается в условиях других типов рыночных структур. Если не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной кон­куренции (см. табл. 6.1), имеет место несовершенная конкурен­ция. Крайним случаем несовершенной конкуренции является абсолютная монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, проще говоря понятия «фирма» и «отрасль» сов­падают. Другая характерная черта монополии состоит в том, что покупатель должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без него.

В отличие от современной конкуренции, когда фирма согла­шается с ценой, монополист диктует цену. Тот факт, что монопо­лист не имеет конкурентов, объясняется существованием барье­ров на пути вступления в отрасль. Оно заблокировано.

Примерами монополий могут служить электрические и газо­вые компании, профессиональные спортивные лиги. Причем мо­нополия — это не обязательно гигант, так, местный банк или кинотеатр в небольшом городке могут быть монополистами. Клас­сическим примером монополии в мировом масштабе является алмазный синдикат «Де Бирс», контролирующий почти 85 % ми­рового предложения алмазов.

Главный барьер на пути вступления в отрасль — эффект от роста масштабов производства. Суть его состоит в том, что при больших объемах производства затраты, приходящиеся на одно изделие, меньше, чем они были бы у небольшого предприятия. Следовательно, цены на продукцию крупных компаний ниже, чем у небольших предприятий. Это преимущество позволяет гигантам выигрывать в конкурентной борьбе с небольшими и малыми ком­паниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: