Этапы достижения цели

1. Основываясь на знаниях, полученных при изучении морфологии, про­вести морфологический анализ растений семейств Розоцветные, Бобо­вые, Губоцветные, Сложноцветные, Лилейные с эволюционной оцен­кой признаков.

2. Овладеть навыками оформления протокола морфологического анали­за.

3. Определить по неизвестному гербарному образцу, предложенному преподавателем, растение из обязательного списка, назвать его отдел, класс, подкласс, порядок, семейство, род, вид.

Для достижения поставленной цели выполните следующие обучающие за­дания.

Задание № 1. Морфологическое описание растений изучаемых се­мейств.

По предложенному преподавателем неизвестному гербарному образцу, фиксированному спиртовому материалу (цветки и плоды) проведите морфоло­гический анализ неизвестного растения.

При описании руководствуйтесь следующей схемой морфологического анализа растения.

1. Жизненная форма растения:

- древесное, кустарниковое, травянистое (однолетнее, двулетнее, многолетнее).

2. Характеристика подземных органов:

- тип корневой системы;

- наличие видоизменений подземных органов: (видоизменения корня: клубни, корнеплоды, клубеньки).

3. Характеристика надземных о рганов: А) Стебель

- положение относительно субстрата (прямостоячий, вьющийся, це­пляющийся, ползучий);

- ветвистый, неветвистый;

- характер поверхности (голый, опушенный);

- форма поперечного сечения (округлая, четырехгранная, трехгран­ная, многогранная, ребристая);

- наличие видоизменений побега (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица, усы, колючки).

Б) Листья

- по степени сложности листа (простые, сложные) простые листья:

- по способу прикрепления к стеблю (черешковые, сидячие, влага­лищные);

- наличие прилистников, раструба;

- по степени расчлененности листовой пластинки (цельные, лопаст­ные, раздельные, рассеченные);

- форма листовой пластинки

(цельного листа: округлая, яйцевидная, сердцевидная, ланцето­видная, эллиптическая, ромбическая, стреловидная, копьевидная, игольчатая, почковидная и др.);

расчлененного листа: тройчато-, пальчато-, перисто- (лопастная, раздельная, рассеченная);

- край листовой пластинки (цельный, пильчатый, зубчатый, городча-тый, выемчатый и др.);

- основание листовой пластинки (округлое, сердцевидное, почко­видное, низбегающее, копьевидное и др.);

- верхушка листа (заостренная, притуплённая, округлая и др.);

- жилкование (параллельное, дуговое, перистое, пальчатое); сложные листья:

- наличие прилистников;

- форма листочков сложного листа;

- форма края листочка;

- число листочков;

- жилкование листочка;

- наличие видоизменений листа (колючки, усики, филлодии).

В) Тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое,

прикорневая розетка).

4. Характеристика генеративных органов:

A) Соцветия

- тип, особенности строения (моноподиальное:

- простое: колос, сережка, початок, кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка;

- сложное: сложный колос, сложный зонтик, метелка; симподиальное: монохазий (завиток, извилина), дихазий, плейоха-зий;

соцветия нет: цветки одиночные). Б) Цветок

- тип симметрии (актиноморфный, зигоморфный);

- обоеполый, женский, мужской;

- околоцветник (простой - венчиковидный, чашечковидный, двой­ной, без околоцветника - голый);

- чашечка (свободная, сросшаяся; число долей);

- венчик (свободный, сросшийся; число долей);

- наличие нектария, шпорца, шлема;

- тип андроцея (многобратственный, однобратственный, двубратст-венный); число тычинок;

- тип гинецея (монокарпный, апокарпный - число пестиков, цено-карпный - число плодолистиков);

- характеристика пестика (со столбиком - число столбиков, без стол­бика - рыльце сидячее);

- характеристика рыльца (простое, лопастное, головчатое, перистое нитевидное);

- завязь (верхняя, нижняя, полунижняя);

- формула цветка;

- диаграмма цветка.

B) Плод

- Тип плода

- по консистенции околоплодника - сухой, сочный;

- вскрывающийся, невскрывающийся;

- по количеству семян - односеменной, многосеменной;

- по типу гинецея.

- Форма плода.

- Размер плода.

Запишите в альбоме результаты анализа, сделайте выводы о принадлежно­сти исследуемого растения к семейству (см. Приложение № 1).

Задание № 2.

Определите предложенный преподавателем гербарный образец растения из обязательного списка, назовите его отдел, класс, подкласс, порядок, семейство, род, вид (см. Приложение № 2).

Приложение № 1 Пример оформления протокола анализа

Название признака Характеристика признака
Жизненная форма  
Характеристика подземных органов  
Наличие видоизменений подземных ве­гетативных органов  
Характеристика надземных органов: - стебель -лист - листорасположение  
Наличие видоизменений надземных ве­гетативных органов  
Характеристика генеративных органов: - соцветие - цветок - плод  

Приложение № 2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: