1. Основываясь на знаниях, полученных при изучении морфологии, провести морфологический анализ растений семейств Розоцветные, Бобовые, Губоцветные, Сложноцветные, Лилейные с эволюционной оценкой признаков.
2. Овладеть навыками оформления протокола морфологического анализа.
3. Определить по неизвестному гербарному образцу, предложенному преподавателем, растение из обязательного списка, назвать его отдел, класс, подкласс, порядок, семейство, род, вид.
Для достижения поставленной цели выполните следующие обучающие задания.
Задание № 1. Морфологическое описание растений изучаемых семейств.
По предложенному преподавателем неизвестному гербарному образцу, фиксированному спиртовому материалу (цветки и плоды) проведите морфологический анализ неизвестного растения.
При описании руководствуйтесь следующей схемой морфологического анализа растения.
1. Жизненная форма растения:
- древесное, кустарниковое, травянистое (однолетнее, двулетнее, многолетнее).
2. Характеристика подземных органов:
|
|
- тип корневой системы;
- наличие видоизменений подземных органов: (видоизменения корня: клубни, корнеплоды, клубеньки).
3. Характеристика надземных о рганов: А) Стебель
- положение относительно субстрата (прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, ползучий);
- ветвистый, неветвистый;
- характер поверхности (голый, опушенный);
- форма поперечного сечения (округлая, четырехгранная, трехгранная, многогранная, ребристая);
- наличие видоизменений побега (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица, усы, колючки).
Б) Листья
- по степени сложности листа (простые, сложные) простые листья:
- по способу прикрепления к стеблю (черешковые, сидячие, влагалищные);
- наличие прилистников, раструба;
- по степени расчлененности листовой пластинки (цельные, лопастные, раздельные, рассеченные);
- форма листовой пластинки
(цельного листа: округлая, яйцевидная, сердцевидная, ланцетовидная, эллиптическая, ромбическая, стреловидная, копьевидная, игольчатая, почковидная и др.);
расчлененного листа: тройчато-, пальчато-, перисто- (лопастная, раздельная, рассеченная);
- край листовой пластинки (цельный, пильчатый, зубчатый, городча-тый, выемчатый и др.);
- основание листовой пластинки (округлое, сердцевидное, почковидное, низбегающее, копьевидное и др.);
- верхушка листа (заостренная, притуплённая, округлая и др.);
- жилкование (параллельное, дуговое, перистое, пальчатое); сложные листья:
- наличие прилистников;
- форма листочков сложного листа;
- форма края листочка;
- число листочков;
- жилкование листочка;
- наличие видоизменений листа (колючки, усики, филлодии).
|
|
В) Тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое,
прикорневая розетка).
4. Характеристика генеративных органов:
A) Соцветия
- тип, особенности строения (моноподиальное:
- простое: колос, сережка, початок, кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка;
- сложное: сложный колос, сложный зонтик, метелка; симподиальное: монохазий (завиток, извилина), дихазий, плейоха-зий;
соцветия нет: цветки одиночные). Б) Цветок
- тип симметрии (актиноморфный, зигоморфный);
- обоеполый, женский, мужской;
- околоцветник (простой - венчиковидный, чашечковидный, двойной, без околоцветника - голый);
- чашечка (свободная, сросшаяся; число долей);
- венчик (свободный, сросшийся; число долей);
- наличие нектария, шпорца, шлема;
- тип андроцея (многобратственный, однобратственный, двубратст-венный); число тычинок;
- тип гинецея (монокарпный, апокарпный - число пестиков, цено-карпный - число плодолистиков);
- характеристика пестика (со столбиком - число столбиков, без столбика - рыльце сидячее);
- характеристика рыльца (простое, лопастное, головчатое, перистое нитевидное);
- завязь (верхняя, нижняя, полунижняя);
- формула цветка;
- диаграмма цветка.
B) Плод
- Тип плода
- по консистенции околоплодника - сухой, сочный;
- вскрывающийся, невскрывающийся;
- по количеству семян - односеменной, многосеменной;
- по типу гинецея.
- Форма плода.
- Размер плода.
Запишите в альбоме результаты анализа, сделайте выводы о принадлежности исследуемого растения к семейству (см. Приложение № 1).
Задание № 2.
Определите предложенный преподавателем гербарный образец растения из обязательного списка, назовите его отдел, класс, подкласс, порядок, семейство, род, вид (см. Приложение № 2).
Приложение № 1 Пример оформления протокола анализа
Название признака | Характеристика признака |
Жизненная форма | |
Характеристика подземных органов | |
Наличие видоизменений подземных вегетативных органов | |
Характеристика надземных органов: - стебель -лист - листорасположение | |
Наличие видоизменений надземных вегетативных органов | |
Характеристика генеративных органов: - соцветие - цветок - плод |
Приложение № 2