6.1. Понятие полезности.
6.2. Теория потребительского поведения.
6.3. Закон уменьшения предельной полезности блага. Парадокс воды и алмаза.
6.4. Потребительский выбор. Вкусы и предпочтения.
6.5. Кординалистская и ординалистская теории полезности. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение.
6.6. Влияние других факторов на доходы потребителей и на совокупный потребительский выбор.
6.7. Взаимосвязь трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
Понятие полезности
Своеобразную модель поведения человека как потребителя решает австрийская школа. Основоположники этой школы: Карл Менгер, Евгений Бем-Бавер. Предметом исследования экономической теории, согласно австрийской школы, должны быть экономические законы. Они вытекают из поведения людей считали австрийцы. Они считали также, что потребление занимает первое место. Для того, чтобы познать экономику, нужно познать психологию индивидов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности. –Важное место для достижения этой цели играет метод Робинзонады. В центре, внимания, должен быть, изолированный, абстрактный хозяйственный индивид, которого надо изучать со всех сторон. В основе метода Робинзонады лежит рассмотрение экономики как суммы хозяйствующих атомов, то есть надо изучать отношение между человеком и вещами, процесс производства какого-либо отшельника.
Согласно австрийцам термины «товар» и «стоимость» воплощаются в категориях «материальное благо» и «ценность» соответственно. Два вида ценностей материальных благ: субъектная и объективная. Субъектная – это ценность для данного субъекта. Объективная – это рыночная цена товара, определяется субъективно. Австрийцы вводят понятие «предельной полезности». Каждое последующее благо удовлетворения данной потребности, имеет меньшую, чем предыдущее, полезность. Предельный экземпляр удовлетворяет наименее настоятельную потребность. Отсюда ценность данного товара, определяется полезностью предельного экземпляра, т.е. стоимость товара определяется, его предельной полезностью. Австрийцы утверждают, что чем реже встречается товар, тем выше его ценность. Австрийцы считают, что установление цены – это результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.






