Влияние других факторов на доходы потребителей и на совокупный потребительский выбор

Изменение одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым совокупный потребительский выбор по его объему и структуре.

К числу их отнесли следующие.

1. Изменение в материальных ценностях. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей, приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов объем и структура потребительского выбора изменяются.

2. Ожидание потребителей. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличиться, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и объем совокупных покупок увеличивается.

3. Задолженность потребителей. Высокая задолженность потребителя, образовавшаяся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, объем покупок сократится, изменится структура потребительского выбора.

4. Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к увеличению потребительских расходов. С другой стороны, увеличение вызовет уменьшение потребительских расходов и объема совокупных покупок.

5. Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются неценовым фактором, влияющим на объем совокупных покупок. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к уменьшению объема совокупных покупок. И наоборот, увеличение объемов, которые предприятия готовы выкупить, приведет к увеличению совокупных объемов покупок.

6. Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению объема совокупных покупок средств производства. Надо иметь ввиду однако, что увеличение доходов по вкладам влечет за собой рост расходов на покупку товаров, так что увеличение процентной ставки оказывает противоречивое влияние на объем совокупных покупок.

7. Валютные курсы. Изменение курса рубля по отношению к другим валютам, является фактором влияющим на чистый экспорт, а следовательно и на объем общих покупок. Предположим, что цена доллара в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценивается по отношению к доллару. То есть если цена рубля в долларах падает, это значит, что курс доллара повышается. В результате нового соотношения рубля и доллара американские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму долларов. А потребители нашей страны получат меньше долларов за определенную сумму рублей. Следовательно, для американских потребителей наши товары станут дешевле, чем американские. Между тем наши потребители смогут купить меньше американских товаров за определенную сумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это значит увеличение чистого экспорта, которые в свою очередь приведет к увеличению совокупного объема покупок в нашей стране.

6.7. Взаимосвязь трудовой теории стоимости и теории предельной
полезности

В классической политической экономии, т.е. в работах А. Смита и Д. Рикардо за основу взята точка зрения, что общим основанием для приравнивания товаров является труд. Считается, что эту теорию завершил К. Маркс. По Марксу любой товар является продуктом труда. Как продукты труда, товары теряют свою самостоятельность (индивидуальность) и называются одинаково. С этой позиции видно почему К. Маркс «отбросил» первое свойство товара, потому что потребительная стоимость требует конкретизации товара.

К. Маркс отметил, что за двумя свойствами товара «потребительской стоимостью» и «стоимостью» скрывается двойственный характер труда их производителей.

По Марксу стоимость определяется затратами абстрактного труда, т.е. на уровне среднеотраслевых затрат. При этом стоимость выполняет роль ориентира для всех товаропроизводителей и в этом смысле она регулирует производство товаров. Однако в классической политэкономии (в работах Д. Рикардо) был выдвинут и другой термин об определении величины стоимости. Рикардо писал, что он не отвечает на вопрос, сколько труда представлено в товаре. Он утверждал, что достаточно лишь сравнить относительное количество труда представляемое в двух обмениваемых товарах.

Взаимосвязь трудовой теории стоимости и теории предельной полезности осуществляется в конце XIX века. В 1890 году А. Маршалл опубликовал работу «Принципы экономической науки». В последствии она была названа первым изданием «Экономикс». В «Экономиксе»основой является синтез, осуществленный Маршаллом в области теории стоимости.

Он писал, что нельзя доказать только 1-й стороны теории стоимости трудовой подобно тому как нельзя доказать какое лезвие ножниц разрезает лист бумаги. В качестве общего элемента в теориях стоимости выступают отношения или связь между производителями и потребителями. На рынке эта связь проявляется ценой.

1-й неоклассический синтез привел к перенесению центра внимания от производства к потреблению, в сферу рыночных отношений.

В начале 50-х ХХ века П. Самуэльсон опубликовал работу «Экономикс», в которой предложил 2-ой неоклассический синтез. Он писал, что не существует одной теории экономикс для республиканцев, а другой для демократов (для рабочих и работодателей).

В экономикс должны быть включены все экономические теории. В качестве основной цели экономикс рассматривается поиск оптимальных или эффективных путей распределения ограниченных производственных ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей всех людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: