Теория потребительского поведения

Целью поведения человека является достижение максимальной степени удовлетворения потребностей. Все материальные объекты, способные удовлетворить потребности – это блага. Они делятся на две группы: экономические и неэкономические.

Экономические блага относительно редки, т.е. это те блага, которые находятся в недостаточном количестве, чтобы удовлетворить потребности людей.

В неэкономические блага включаются, например, даже дома, воздух.

Необходимость экономических благ ведет к частной собственности.

Основная категория теории потребления – это субъективная ценность. Ценностью в субъективном смысле является то значение какое имеет известное материальное благо или совокупность известного рода материальных благ для благополучия субъекта. В дальнейшем важнейшее значение играет определение субъективной ценности.

Предположим, являются у отшельника 5 мешков зерна: 1-ый мешок для потребления в пищу. Степень удовлетворения полезности этим мешком оценивается отшельником в 10 единиц полезности; мешок направляется на удовлетворение потребности, также в пище только в еще большей степени для поддержания нормального состояния субъект оценивает в 8 единиц полезности; 3-ий мешок идет на откорм птицы и для необходимости реализации потребности в мясе – 6 единиц субъективной ценности; 4-й мешок для заготовки пива – 4 единицы полезности; 5-й мешок – для кормления попугая – 2 единицы полезности.

Субъективная ценность всего запаса мешков равна сумме субъективных ценностей отдельных мешков, т.е. 30.

Вторая задача определить субъективную ценность одного мешка. Допустим одна единица запаса исчезла – следовательно отключается наименее важная потребность – кормление попугая. Потеряно 2 единицы полезности. Отсюда субъективная ценность единицы запаса образуется величиной наименее важной полезности. Поскольку все единицы запаса равноценны с точки зрения потребности, то любая единица из данного запаса имеет субъективную ценность, равную предельной полезности.

Субъективные ценности нельзя суммировать для получения субъективной ценности запаса в целом. Субъективная ценность всего запаса 30. Больше, чем искусственно построенные 10.

На основе анализа субъективной ценности и предельной полезности построим треугольник Мейгера, который отражает структуру потребностей хозяйствующего индивида. В его основе разграничения конкретных и родовых потребностей. Родовые различаются по степени их настоятельности, конкретные выражают степень удовлетворения родовых потребностей. Различные степени удовлетворения каждой потребности могут быть измерены и выражены числом.

Запас

I II III IV V VI VII VIII IX X 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 8 7 6 5 4 3 2 1 0 7 6 5 4 3 2 1 0 6 5 4 3 2 1 0 5 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 3 2 1 0 2 1 0 1 0

3

Треугольник Менгера – это рабочая экономическая модель потребностей экономического человека. Эта схема изображающая полезность различных материальных благ в зависимости от запасов этих благ.

Предположим, есть 6 единиц блага: 5-на удовлетворение первой потребности и одна на удовлетворение второй. Предельная полезность в первом случае равна 6, а во втором равна 9. Если соотношение благ изменилось и стало, например, 4 –на удовлетворение первой потребностей и 2-на удовлетворение второй, то предельная полезность в первом случае уже 7, а во втором – 8.

6.3. Закон уменьшения предельной полезности блага.
Парадокс воды и алмаза

Потребители, исходя из своих доходов, стремятся определить, что купить и сколько купить. Чтобы ответить на вопрос, что купить, потребитель выясняет полезность вещи. Чтобы ответить на вопрос, сколько купить, исследует цены.

Полезность блага – его способность удовлетворять одну или несколько потребностей.

Предельная полезность – дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы блага. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение общей величины потребления.

Цена блага определяется не общей, а предельной полезностью блага для потребителя.

Так как предельная полезность блага изменяется, то производитель продукции должен увеличивать ее количество лишь в том случае, если цены не изменились.

Существует закон изменения (уменьшения) предельной полезности, который лежит в основе потребительского спроса. Согласно этому закону существует момент насыщения, который обусловлен убывающей предельной полезностью блага с ростом его количества.

U=f(Q), где U-полезность блага

g1, g2, … gn – последовательные части блага

U

U=f(Q)

Q

g1 g2 gn

Критики теории полезности в конце ХIХ века обнаружили парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех должна, полагали она обладает максимальной полезностью, а алмазы минимальной. На практике все наоборот.

Ответ на этот вопрос бал дан в начале ХIХ века, когда разграничили общую и предельную полезность. Дело в том, что величины запасов воды и алмазов различны. Вода имеется в изобилии, а алмазов недостаточно. Поэтому в первом случае цена – низка, а во втором – высока. Общая полезность воды большая, а предельная – малая. У алмазов наоборот. Цена же определяется не общей, а предельной полезностью.

Поэтому кажущийся парадокс воды и алмазов не отвергает закон убивающей предельной полезности, который лежит в основе потребительского выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: