Психоанализ и философия

Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».

Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая и динамическая. При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев – «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека. «Я» — сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики. «Сверх-Я» —влияющая на личность внешняя ре­альность —законы, запреты, мораль, традиции. «Я» пытается подчинить себе «Оно», но обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Также «Сверх-Я» — нормы и запреты часто подчиняет «Я». Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются: а) удовольствия; б) вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и куль­турного творчества. В основе бессозна­тельного лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: а) в сексуальных действиях; б) в других сферах жизни через сублимацию сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Т.о., психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры. Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма, разработанное его продолжателями — Альфредом Адле­ром, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

Альфред Адлер (1870 — 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы — «зашифрованная» история человечества, высшие истины. Цель философии — помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель­ность.

Эрих Фромм (1900 — 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования: а) патриархат и матриархат; б) гуманистическое и авторитарное сознание; в) власть и подчинение; стремление к обладанию и просто жизнь; г) личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история); д) «свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, — помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения — культивирова­ние всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: