При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются:
позитивные моральные качества: | общественно осуждаемые — негативные: | К общественно полезным качествам относятся: |
• гуманизм; • человечность; • честь; • совесть; • скромность; • великодушие; • справедливость; • верность; | • чванливость; • цинизм; • грубость; • тунеядство; • трусость; • нигилизм; • иные негативные черты. | • воля; • решительность; • мудрость; • умение; • установки; • убеждения; • патриотизм. |
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
|
|
Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость. Виды потребностей: а) биологические (естественные) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.; б) духовные — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; в) материальные - обеспечить достойный уровень жизни; г) социальные — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются: 1) личные (индивидуальные); 2) групповые; 3) классовые;
4) общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); 5) государственные; 6) интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
Виды интересов: материальные и духовные; нормальные и ненормальные; долговременные и ближайшие; разрешенные и неразрешенные; общие и антагонические.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ | ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г. |
Билет №21
1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.
2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
Эталоны ответов