1. Объясните, что понимается под экономико-психологической адаптацией.
2. Чем отличается вынужденная адаптация от добровольной?
3. Проанализируйте признаки психологии бедности применительно к стране как к хозяйствующему субъекту (например, жить сегодняшним днем и т.п.)
МОДУЛЬ 6
ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Все проблемы экономической психологии возникли в связи с запросами практики и имеют прикладной выход, но темы данного модуля носят наиболее конкретный и рекомендательный характер.
В Блоке 14 изучаются проблемы коммерческой тайны, ошибки управления фирмой, отрицательно сказывающиеся на сохранении секретов.
В Блоке 15 рассматриваются проблемы ведения коммерческих переговоров.
БЛОК 14
ПСИХОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.
Цели
В этом блоке рассматриваются основные ошибки менеджмента, приводящие к утечкам информации, составляющей коммерческую тайну фирмы. Изучив материалы этого блока, Вы сможете:
* дать определение коммерческой тайне;
|
|
* перечислить пути утечки информации;
* проследить ошибки управления на стадиях подбора, подготовки, выдвижения и увольнения кадров;
* описать стратегические и тактические мероприятия, направленные на сохранение коммерческой тайны.
Психология коммерческой тайны — одна из новых и актуальных прикладных проблем отечественной экономической психологии. Приватизация государственных источников информации, процесс концентрации информационных ресурсов в коммерческих структурах повлекли за собой осознание ценности коммерческой информации и необходимости ее защиты.
Причина, мотивирующая предпринимателя самостоятельно заниматься перспективной разработкой, — асимметрия информации, т.е. такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие заинтересованные лица — нет. Однако важно уметь сберечь информацию. Часто вновь возникшее предприятие сходит с предпринимательской сцены из-за беспечности, избыточного авантюризма и элементарной психологической неграмотности его основателей. От руководителей теперь требуется разработка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения информационной безопасности, знание психологии обеспечения коммерческой тайны в фирме.
Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) понимают сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам [70].
В настоящее время в отечественной литературе практически отсутствуют открытые работы по этой проблеме, поэтому в основном используется зарубежный опыт в ее решении.
|
|
В большинстве крупных фирм и корпораций индустриально развитых стран созданы собственные системы защиты экономических интересов. По утверждениям западных экспертов в частном секторе США в начале 90-х годов в них было занято 1,5 млн человек. Для многих американских фирм характерна двухуровневая система защиты информации. Первый — обеспечение сохранности фирменных секретов силами спецслужб, второй — культивирование атмосферы бдительности и ответственности с помощью так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего звена. С функциями координатора наилучшим образом может справиться профессиональный психолог.