Контрольное задание

1. Объясните, что понимается под экономико-психологической адап­тацией.

2. Чем отличается вынужденная адаптация от добровольной?

3. Проанализируйте признаки психологии бедности применительно к стране как к хозяйствующему субъекту (например, жить сегодняшним днем и т.п.)

МОДУЛЬ 6

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИ­ХОЛОГИИ

Все проблемы экономической психологии возникли в связи с запро­сами практики и имеют прикладной выход, но темы данного модуля носят наиболее конкретный и рекомендательный характер.

В Блоке 14 изучаются проблемы коммерческой тайны, ошибки уп­равления фирмой, отрицательно сказывающиеся на сохранении секретов.

В Блоке 15 рассматриваются проблемы ведения коммерческих пере­говоров.

БЛОК 14

ПСИХОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.

Цели

В этом блоке рассматриваются основные ошибки менеджмента, приводящие к утечкам информации, составляющей коммерческую тай­ну фирмы. Изучив материалы этого блока, Вы сможете:

* дать определение коммерческой тайне;

* перечислить пути утечки информации;

* проследить ошибки управления на стадиях подбора, подготов­ки, выдвижения и увольнения кадров;

* описать стратегические и тактические мероприятия, направ­ленные на сохранение коммерческой тайны.

Психология коммерческой тайны — одна из новых и актуальных при­кладных проблем отечественной экономической психологии. Приватизация государственных источников информации, процесс концентрации инфор­мационных ресурсов в коммерческих структурах повлекли за собой осозна­ние ценности коммерческой информации и необходимости ее защиты.

Причина, мотивирующая предпринимателя самостоятельно зани­маться перспективной разработкой, — асимметрия информации, т.е. такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие заинтересо­ванные лица — нет. Однако важно уметь сберечь информацию. Часто вновь возникшее предприятие сходит с предпринимательской сцены из-за беспечности, избыточного авантюризма и элементарной психологической неграмотности его основателей. От руководителей теперь требуется раз­работка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения ин­формационной безопасности, знание психологии обеспечения коммерче­ской тайны в фирме.

Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) понимают сведе­ния, не являющиеся государственными секретами, но связанные с произ­водством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой дея­тельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам [70].

В настоящее время в отечественной литературе практически отсутст­вуют открытые работы по этой проблеме, поэтому в основном использу­ется зарубежный опыт в ее решении.

В большинстве крупных фирм и корпораций индустриально разви­тых стран созданы собственные системы защиты экономических интере­сов. По утверждениям западных экспертов в частном секторе США в на­чале 90-х годов в них было занято 1,5 млн человек. Для многих американ­ских фирм характерна двухуровневая система защиты информации. Пер­вый — обеспечение сохранности фирменных секретов силами спецслужб, второй — культивирование атмосферы бдительности и ответственности с помощью так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего звена. С функциями координатора наилучшим образом может справиться профессиональный психолог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: