Существуют различные пути утечки информации. Как показали результаты опроса лиц, пострадавших от утраты закрытой информации, ранжирование путей утечки по степени ее вероятности дает следующий порядок[71]:
а) нечестный служащий;
б) торговый партнер;
в) болтовня служащего;
г) потерянные записи;
д) наружное наблюдение.
Иными словами, есть две формы утечки информации: преднамеренная и непреднамеренная. Не только и не столько алчность побуждает человека встать на путь предательства. Преднамеренная утечка информации может быть следствием, например, обиды. Непреднамеренная утечка информации при деловых контактах, рекламных кампаниях часто связана с желанием показать себя, похвастать и является слабым местом многих фирм, особенно отечественных. Об инструкции «больше взять информации, чем дать» часто забывают, особенно в процессе неформального общения.
Поскольку самым опасным с точки зрения утечки информации элементом коммерческой структуры является человек, то необходима рационально организованная и оптимально функционирующая система безопасности, прочность которой зависит от надежности, ответственности и подготовленности персонала. При этом психологическое обеспечение коммерческой тайны необходимо на всех этапах работы с кадрами (при подборе, подготовке, выдвижении, увольнении). Вопрос о лояльности работника прежде всего встает на этапе набора кадров.
|
|
Лояльность — это приверженность делу фирмы, появляющаяся благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехом компании и, наконец, человеческая связь между подчиненным и его начальником.
Выявлены следующие типичные ошибки, допускаемые при подборе кадров. При приеме на работу специалиста не проводится даже формальная проверка рекомендаций и характеристик, совпадения сведений документов и вновь заполняемой анкеты. Не привлекается информация из других источников о работнике.
Тщательная проверка претендента на вакантное место работника, имеющего доступ к секретной информации (самой надежной считается проверка по прежнему месту работы), может сочетаться с полным отсутствием проверки сопровождающего персонала, например, водителя, секретаря, уборщицы.
Не учитываются конкретные психологические качества личности претендента (импульсивность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), которые могут проявиться и нанести вред, особенно в ситуации увольнения.
Вместе с тем никакая проверка и психологическое обследование не смогут гарантировать стопроцентную лояльность работника. Его отношение к фирме, учреждению зависит от многих факторов, в частности от совместимости личности начальника и личности работника, от психологического климата в коллективе.
Задание _________________________________________________
Назовите типичные ошибки, допускаемые на этапе подбора кадров и имеющие отрицательные последствия для сохранения коммерческой тайны.