Пути и формы утечки информации

Существуют различные пути утечки информации. Как показали ре­зультаты опроса лиц, пострадавших от утраты закрытой информации, ранжирование путей утечки по степени ее вероятности дает следующий порядок[71]:

а) нечестный служащий;

б) торговый партнер;

в) болтовня служащего;

г) потерянные записи;

д) наружное наблюдение.

Иными словами, есть две формы утечки информации: преднамерен­ная и непреднамеренная. Не только и не столько алчность побуждает че­ловека встать на путь предательства. Преднамеренная утечка информации может быть следствием, например, обиды. Непреднамеренная утечка ин­формации при деловых контактах, рекламных кампаниях часто связана с желанием показать себя, похвастать и является слабым местом многих фирм, особенно отечественных. Об инструкции «больше взять информа­ции, чем дать» часто забывают, особенно в процессе неформального об­щения.

Поскольку самым опасным с точки зрения утечки информации эле­ментом коммерческой структуры является человек, то необходима рацио­нально организованная и оптимально функционирующая система безо­пасности, прочность которой зависит от надежности, ответственности и подготовленности персонала. При этом психологическое обеспечение коммерческой тайны необходимо на всех этапах работы с кадрами (при подборе, подготовке, выдвижении, увольнении). Вопрос о лояльности работника прежде всего встает на этапе набора кадров.

Лояльностьэто приверженность делу фирмы, появляющаяся бла­годаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интере­сов с успехом компании и, наконец, человеческая связь между подчинен­ным и его начальником.

Выявлены следующие типичные ошибки, допускаемые при подборе кадров. При приеме на работу специалиста не проводится даже формаль­ная проверка рекомендаций и характеристик, совпадения сведений доку­ментов и вновь заполняемой анкеты. Не привлекается информация из дру­гих источников о работнике.

Тщательная проверка претендента на вакантное место работника, имеющего доступ к секретной информации (самой надежной считается проверка по прежнему месту работы), может сочетаться с полным отсут­ствием проверки сопровождающего персонала, например, водителя, сек­ретаря, уборщицы.

Не учитываются конкретные психологические качества личности претендента (импульсивность, агрессивность, эмоциональная возбуди­мость), которые могут проявиться и нанести вред, особенно в ситуации увольнения.

Вместе с тем никакая проверка и психологическое обследование не смогут гарантировать стопроцентную лояльность работника. Его отноше­ние к фирме, учреждению зависит от многих факторов, в частности от совместимости личности начальника и личности работника, от психоло­гического климата в коллективе.

Задание _________________________________________________

Назовите типичные ошибки, допускаемые на этапе подбора кадров и имеющие отрицательные последствия для сохранения коммерческой тайны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: