Можно говорить о различных стратегических подходах к обеспечению информационной безопасности фирмы. Руководство фирмы постоянно должно искать золотую середину между беззаботностью по поводу информационной безопасности и превращением фирмы в укрепленный «военный лагерь», которое может отрицательно влиять на психологическое состояние коллектива и отдельного работника.
Продуктивный подход к разрешению этой дилеммы — концепция коллективной или корпоративной (более распространенный в зарубежной психологии термин) идентификации. Эффективная система коммуникации между сотрудниками и администрацией, обеспечение совпадения личных устремлений с основными целями коллектива препятствует разглашению коммерческой тайны. Сотрудники не нуждаются в какой-то отдельной мотивации, она должна совпадать с мотивацией предприятия, руководства. На этой основе формируется коллективная идентичность[73].
Проблемы производительности, эффективного управления, инновационных преобразований в конечном итоге сводятся к проблемам лояльности работников. На фоне культивирования духа единения и общинности необходимо формирование и развитие у сотрудников мотивации быть первыми, созидания чего-то, поиска, мотивации содействия процветанию своей организации, благодаря чему люди начинают воспринимать себя членами одной семьи.
|
|
Начинается процесс идентификации компании ее служащими с создания отчетливого корпоративного имиджа через внешний показ помещений компании и ее продукции, иногда через униформу, а затем культивируется четкой постановкой задач, подкрепленной последовательным административным поведением (особенно дружественным, открытым и в высшей степени наглядным руководством), использованием лозунгов и т.д. Существует также стремление к осуществлению руководства на основе консенсуса, где администрация и работники разделяют одинаковые цели и точки зрения.
Очень важным стимулом для культивирования лояльности является совместное обучение работников фирмы, программа которого ориентирована на развитие навыков сотрудничества, создание установки групповой поддержки, согласия и чувства верности фирме и ее целям.
Отношения между руководством фирмы и работниками характеризуются взаимными обязательствами: работники платят своей лояльностью, а руководство заботится о работниках, их благосостоянии и удовлетворении личных потребностей.
Срабатывают и межгрупповые механизмы идентификации, а именно лояльность к своей группе (фирме) означает отчуждение от других групп. Это не противоречит конкуренции, которая, например, в Японии всегда основана на конкуренции групп, а не личностей. С психологической точки зрения этот вид конкуренции является более щадящим для личности[74].