Ядром этапа завершения переговоров является выработка решений. На этой стадии с учетом регламента стороны обращают друг к другу всю полноту оценочного материала (тезисов, аргументов, доводов, контрдоводов) как из "домашних заготовок", так и собранного в ходе дискуссии. Затем осуществляется "конструирование" окончательного варианта соглашения из отдельных согласованных пунктов и, наконец, оформление соглашения. Разновидностями соглашения могут быть контракт, протокол, фиксирующий права и обязанности сторон, памятная записка, составленная одной из сторон и завизированная другой. В коммерческих отношениях допустимы и другие виды соглашений, например расписки, векселя и т.д.
Выделяют три типа совместных решений участников переговоров, а именно:
- компромиссное или "серединное" решение, когда стороны идут на взаимные уступки;
- нахождение принципиально нового решения и "снятие" этим основных прежних противоречий (такое решение появляется, если включить конкретную проблему в более широкий аспект, в другую систему ценностей, что позволяет часто вообще избежать уступок);
|
|
- асимметричное решение, когда уступки одной из сторон значительно превышают уступки другой.
Асимметричных решений следует избегать даже в том случае, если партнер значительно слабее, поскольку такое решение будет рассматриваться противоположной стороной как вынужденное, навязанное, и следовательно, будет плохо им выполняться[84]. Психологическим итогом переговорного процесса должно быть чувство равенства и причастности у обеих сторон.
Расставание — очень важная часть переговоров. До момента подписания соглашения партнеры могут быть придирчивыми друг к другу, торговаться по поводу формулировок столько, сколько позволяет регламент и здравый смысл, однако после документальной фиксации договоренности от обеих сторон требуется корректность.
Переговоры могут быть успешными, даже если нет видимого результата, но партнер понял, что он взаимодействовал с достойным человеком и готов иметь с ним дело в будущем. Неудачей может быть, напротив, вариант выигранных в результате блефа или подавления другой стороны переговоров. Приобретенный таким образом имидж блокирует партнерство в дальнейшем.
Стадия выполнения соглашения выходит за рамки переговорного процесса, но является его логическим и психологическим продолжением. Заключенные соглашения, существуют ли они в документальном виде или в форме "джентльменской договоренности", следует выполнять строго, добросовестно и доброжелательно.
Итак, критериями успешно проведенных переговоров являются следующие показатели:
1) нахождение решения проблемы, лежащей в основе переговоров;
3) высокая оценка итогов переговоров участниками, и отражение их результата как взаимного выигрыша;
3) выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.