Необходимо выслушать полностью, перевести сомнение в вопрос, обобщить и использовать доводы, например, со ссылкой на авторитеты или большинство, а также на референтную (значимую для данного человека) группу; выразить уважение к клиенту, использовать сравнение, рекомендации.
Заключение сделки требует активности и корректной настойчивости. Обязательным эффектом должно быть взаимное удовлетворение.
Если сделка не состоялась, важно расстаться с достоинством. Можно снять отрицательную эмоцию, проговорив ее ("Как жаль, что у нас пока не получилось сотрудничества", "Сожалею, что наши услуги не заинтересовали Вас..."). При этом дается шанс несостоявшемуся клиенту на изменение своей позиции в дальнейшем, а в настоящем нейтрализуется чувство вины или защитной агрессии.
Контрольное задание_____________________________________
1. Каковы индикаторы успешно проведенных переговоров?
2. В чем состоит специфика коммерческих переговоров?
Ответ на второй вопрос предполагает работу со всем материалом блока. В качестве специфических особенностей коммерческих переговоров важно назвать такие, как одновременная презентация себя и продукта или услуги, допустимость (а в некоторых случаях целесообразность) позиционного торга, рациональные установки участников.