Фискальная политика государства

Государство регулирует экономическую систему, используя те материальные и денежные средства, которыми оно располагает. Но формы регулирования должны учитывать законы развития рыночной системы. В противном случае происходит огосударствление экономики и, как следствие данного процесса, развитие административных методов воздействия и управления экономическими процессами. Экономические методы государственного регулирования оказывают воздействие на функционирование рыночной системы посредством использования таких категорий, как цена, совокупный спрос, совокупное предложение, доходы, и т. д. Средства (материальные и стоимостные) такого регулирования находятся в руках государства и аккумулируются в государственном бюджете, в государственной собственности и резервах. Использование возможностей государственного регулирования экономики адекватными ей методами, прежде всего осуществляется посредством формирования и использования средств государственной казны.

Фискальная политика - это такая деятельность, которая направлена на реализацию интересов фиска. В юриспруденции фиск (латинское — fiscus) понимается как государственная казна. Поэтому, если подходить семантически к характеристике содержания фискальной политики, то мы выходим на определенный вид деятельности по обеспечению интересов государственной казны. А если анализ такого рода продолжить дальше, то казна корреспондирует с государством и предстает как ценности, имущество, принадлежащее государству.

В экономическом понятии фискальная политика и должна выражаться в системе, направленной на достижение интересов государства в области использования и роста тех ценностей, которыми оно располагает. Понимать же экономическое содержание фискальной политики как «систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами»[25] по-видимому, не совсем верно. Такой подход неполно выражает суть данного явления.

Следовательно, фискальная политика государства — это система экономических мер, действий, направленных на достижение государственных интересов в экономической сфере. Эти государственные интересы выражаются в производстве и росте ценностей и имущества, принадлежащего государству. Реализация же этих интересов осуществляется посредством выполнения государством экономических функций и, прежде всего, функций хозяйствующего субъекта, а затем уже функций регулирования экономики. Как хозяйствующий субъект государство использует ее с целью производства благ и услуг, в то же время становится и участником рыночных отношений. Поэтому, первая часть фискальной политики государства связана с производством товаров и услуг, а вторая — с регулированием национальной экономики, используя налоговые методыКак производящая структура государство воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение как через объемы производства, так и объемы потребления. В таком качестве оно есть субъект рыночных отношений, воздействующий своим участием в этих отношениях на процесс функционирования национальной экономики. Государственный сектор экономики оказывает существенное воздействие на воспроизводственный процесс. В настоящее время уровень государственного воздействия на экономику довольно значителен. Так, по заявлению Милтона Фридмена одного из выдающихся ученых мира, лидера монитаризма, свыше 50 % экономики США контролируется государством. За последние десятилетия государственный сектор возрос во всех странах. Наиболее активно этот процесс развивался в Европе.

Государство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них — государственный бюджет. В формировании доходной части бюджета важное место принадлежит налогам. Расходная часть бюджетных средств включает в себя те статьи, которые связаны с выполнением государственных функций (оборона, управление, расходы по содержанию правоохранительных органов) и расходы на социальные нужды, сохранение природных ресурсов, окружающей среды, финансирование государственных программ, и т. д. Динамику и объем государственных доходов и расходов можно проследить посредством анализа бюджета. Проанализировав доходную и расходную его части можно сделать самые различные выводы, в том числе и в области фискальной политики. Однако, бюджетные статьи дают, весьма общее представление в части доходов. В общих чертах можно проследить регулирующее воздействие на национальную экономику по расходной его части. Но как бы то ни было, именно бюджет страны в обобщенном виде дает основание для прослеживания степени воздействия регулирующей роли государства, его фискальной политики.

Дальнейший ход анализа фискальной политики выводит на проблему госбюджета в доходной и расходной его части. Инструментом, универсальным средством формирования доходов госбюджета являются налоги. В экономической системе само существование человека связано с получением доходов. Государственные доходы формируются посредством налогообложения юридических и физических лиц. Но доходы реализуют себя через спрос. Поэтому налоги непосредственно связаны не только с функцией изъятия в пользу государства определенной части доходов, но они предстают и в качестве элемента формирования государственного спроса, который является составной частью совокупного спроса. Стало быть, проблема налогообложения — это не только нормативная форма изъятия определенной части дохода в пользу государства, но и проблема формирования совокупного спроса. С другой стороны, инвестиции на государственном уровне осуществляются за счет доходов госбюджета. Поэтому налоги, в определенной мере, взаимосвязаны с проблемой динамики материальных условий производства и воспроизводства. Рассуждая аналогичным образом, можно выйти на проблему занятости, социального обеспечения, и т.д.

В конечном итоге данный анализ свидетельствует, что налоги, как элемент фискальной политики государства, выполняют не только функцию изъятия в пользу государства части дохода, но посредством их осуществляются распределительная, стимулирующая, контролирующая функция. Они в рыночной экономике выполняют функции социальной защиты населения, направлены на достижение социальной справедливости в обществе.

Но это специфическое не подменяет общих основ, в качестве которой предстает собственность и доходы.

В США налоговая реформа в послевоенный период, наиболее существенно повлиявшая на ход экономического развития, произошла в 1986 году. Основными целями этой реформы было не только ее упрощение, но и обеспечение условий для увеличения темпов экономического роста. В результате реформы довольно значительно изменилась как система индивидуального налогообложения, так и налога на прибыль от предпринимательской деятельности.

В целом государство в налоговой политике может ориентироваться на одно из двух магистральных направлений: либо собирать налоги в небольших, умеренных размерах, но предоставлять гражданам самостоятельно решать проблемы уровня жизни, в т.ч. и социальной защищенности, либо устанавливать высокие ставки налогообложения, но повышать социальную защищенность населения.

Фискальная политика российского государства не способна решить проблему социальной защиты населения. Она не воздействует, не регулирует совокупный спрос, совокупное предложение, инвестиции таким образом, чтобы обеспечить экономический рост.

Многие страны в своей налоговой политике исходят из более высоких ставок налога на прибыли корпораций (Германия, Швеция), где они превышают 50 процентов, но в последние годы наметилась тенденция к сокращению ставок налога до 30—35 процентов (Австрия, США, Великобритания).Налогообложение в Российской Федерации находиться в стадии развития. Поэтому его надо анализировать всесторонне, используя метод сравнения, на основе тех законов, которые будут приняты на момент изучения данного материала. Налоговая реформа в России еще не достигла завершения. Поэтому ее анализ необходимо вести на уровне рассмотрения тех законов, которые действуют в период изучения этой темы.

Фискальная политика государства направлена на нейтрализацию отрицательных последствий циклического характера развития рыночной экономики и устранения экономических потерь в период спада. Государство целенаправленно воздействует на совокупное предложение, совокупный спрос и, тем самым, обеспечивает снижение потерь в рыночном воспроизводстве. Фискальная политика — это одна из форм регулирования экономики.

Фискальная политика государства должна обеспечивать устойчивость экономического развития, противостоять инфляции и поддерживать достигнутый уровень занятости, а так же создать условия для экономического роста. Но механизм реализации фискальной политики сложен, несмотря на кажущуюся простоту. Ведь на первый взгляд, необходимо увеличить государственные расходы, снизить налоги, чтобы стимулировать производство.

В этом случае экономический рост будет достигнут. Но даже само увеличение государственных расходов уже требует роста налогов, а стало быть и сокращения сбережений, инвестиций, и т.д.. А это уже факторы, действующие в обратном направлении, т.е. они снижают деловую активность, экономический рост.

Выработка оптимальной фискальной политики — дело довольно сложное из-за необходимости учета множества факторов, действующих в направлении роста, сокращения, стабилизации экономики. Но сложность усиливается до той степени, которая зависит от решения задачи её оптимизации с учетом фактора времени. Ведь между базисным временем и временем реализации фискальной политики возникает разрыв во времени и чем он больше, тем сложнее решать данную задачу.

В зависимости от механизмов фискальная политика регулирования делится на две взаимосвязанные части: дискреционную политику, встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика государства осуществляется в соответствии с правительственными решениями и действующая в режиме стабильности.

Встроенные стабилизаторы — такие решения государственных исполнительных органов, которые функционируют в режиме саморегулирования и, независимо от принимаемых решений, сами реагируют на изменение положения в экономике. К ним относится, например, прогрессивная шкала налогообложения. Если доходы падают независимо от любых решений — сокращается поступление налогов в казну. Другими словами, при росте ВНП растут доходы, но и растут налоги и т. д. В таком режиме «работает» система индексации доходов, пособий, социальных выплат. Стабилизаторы, подобно амортизаторам, снимают пиковые нагрузки в экономической сфере, но причин, их порождающих, не устраняют, так же, как амортизатор автомобиля, например, не улучшает качество дорожного покрытия. Поэтому роль встроенных стабилизаторов переоценивать не следует. Но в то же время, стабилизатор должен выполнять роль амортизатора, а не сводить его только к форме, лишенной содержания, так как это, в конечном итоге, приведет к негативным экономическим и социальным последствиям. Казалось бы в условиях роста инфляции и товарного дефицита, индексирование доходов необходимо минимизировать. Так и поступают иногда государственные институты в решении данной проблемы. Но ведь таким решением они ограничивают доходы, не стимулируют производство и обрекают экономику на стагнирующее развитие.

Составным элементом механизма фискальной политики государства являются государственные программы занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок.

Рисунок 11.1 - Кривая Лаффера: Т- ставка; TR- налоговые поступления

Изменение налоговые ставок приводит к стимулированию инвестиционных процессов и желанию предпринимателей иметь дополнительную работу и заработок. В своих рассуждения теоретики опираются на теорию «кривая Лаффера». При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции – больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируется стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства и концентрации финансовых ресурсов в теневом секторе экономики.

Стало быть, воздействие фискальной политики на макроэкономическую стабилизацию относительно, но необходимо для использования. Более подвижным инструментом регулирования экономики является денежная политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: