1. Конкуренция и монополия
2. Виды монополии
3. Модели современного рынка
4. Антимонопольное регулирование
1. Конкуренция (лат. concurro – сталкиваюсь) – соперничество между участниками рыночных отношений.
«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев».
Конкуренция – основная сила рыночной экономики, она служит мощным стимулом роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей создается большое разнообразие товаров и широкие возможности выбора для потребителей. Но конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи. В результате возникает своего рода враг конкуренции – монополия.
Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) в узком смысле - это рыночное господство одного продавца, в широком - это любое господствующее положение в какой-либо сфере деятельности
Признаки монополизма:
1. Высокая доля в производстве (по российским законам – это свыше 35%);
2. Доминирование на рынке;
3. Контроль над ценами.
|
|
2. Виды монополии:
1. Естественная монополия - возникает и существует по объективным причинам:
а) В отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство
(автомобильная, алюминиевая промышленность и др.);
б) В отраслях, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (метро,
водоснабжение);
в) При добыче редких ископаемых или производстве редких сортов растений;
г) В отраслях, где производство товаров нельзя передавать в частные руки (деньги, оружие).
2. Искусственная монополия - специально созданная монополия, путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Для получения рыночной власти и сверх прибыли компании укрупняют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.
Формы монополистических союзов:
1. Картель (лат. сartа – документ) - соглашение о разделе рынков, о квотах (лат. quot -объем) производства (кто и сколько производит), об уровнях цен.
2. Синдикат (греч. sindilkos – действующий сообща) – соглашение о совместном сбыте продукции и закупке сырья, о квотах производства и ценах.
3. Трест (англ. trust – доверие) – полное объединение предприятий одной отрасли.
Иногда среди монополистов может быть концерн (англ. concern – фирма) – наиболее распространенная современная форма крупных предприятий, многоотраслевой экономический комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия. Их объединение вокруг себя осуществляет холдинг (англ. hold - держать, владеть) – головная компания, сосредоточившая у себя акции участников концерна, и благодаря этому влияющая на их деятельность.
|
|
3. В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и переплетаются. Это позволяет выделить 4 модели рынка: чистая конкуренция и чистая монополия (две крайние и достаточно редкие ситуации), между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим названием «несовершенная конкуренция» - монополистическая конкуренция и олигополия (греч. oligos – немного, несколько, pоleo - продаю).
Чистая конкуренция - имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров. В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общем выпуске настолько мала, что он не может изменять совокупное предложение продукции и сложившуюся рыночную цену. Фирмы стремятся добиться эффективности своего производства, при этом многие не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Но свободный доступ в эти отрасли привлекает все новых предпринимателей.
Монополистическая конкуренция - предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем конкуренция присутствует в очень значительном объеме, а монополия – в небольшом. Много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Многочисленность фирм не позволяет каждой существенно влиять на рыночное предложение и цену.Монополиявозникает здесь в результате дифференциации продуктов, т.е. создание их разновидностей.
Олигополия - характерна для таких отраслей, в которых господствуют несколько крупных фирм. Их немногочисленность означает, что каждый может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми. Они пытаются «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войны цен», идут на объединение или соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией очень затруднено.
Чистая монополия - существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объем предложения своей продукции, монополист диктует потребителям свою цену. Экономическая мощь и эффективность его производства делает практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.