Финансовый раздел

Финансовый план – ключевой раздел бизнес-плана, в котором отражаются затраты на подготовку и реализацию данного проекта, планируемые источники финансирования, их структура, определяется эффективность и финансовая состоятельность проекта.

Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.

Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана – это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

Список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса. При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения – от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.

Риски и гарантии.

В этом разделе перечисляются возможные риски, связанные с реализацией проекта, и даются гарантии по возврату заёмных средств (страхование, поручительство сторонних лиц, залог).

План исследований и разработок.

Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.


42. Реализация бизнес-плана предприятия

Реализация бизнес проекта обычно возлагается на команду по его осуществлению. Если предприятие в процессе образования имеет квалифицированный персонал, то оно может решить назначить команду реализации под своим собственным управлением. В другом случае может быть избран профессиональный консультант, действующий в интересах инвестора.

Команда может сделать либо всю работу, либо ее часть. Главная цель назначения команды бизнес проекта - дать гарантию того, что все работы выполняются в соответствии с планом и бюджетом реализации и что имеется возможность принятия соответствующих контрмер в случае, если работы по реализации и затраты отклонятся от плана.

Создание нового предприятия необходимо в случае, если, например, инвесторы начинают новый бизнес и бизнес-проект не будет или не может быть реализован в рамках существующего предприятия. Если же инвестиции производятся в существующее предприятие, то некоторые требования, описанные ниже, не будут иметь силы.

Даже на начальной стадии процедуры правительственного одобрения могут занять значительное время, особенно если вовлечены иностранные инвестиции. Во многих случаях правительственное одобрение требуется для того, чтобы импортировать машины, оборудование и принимать меры к обеспечению технологией. Импорт материалов, включая производственное сырье, части и компоненты, также может потребовать санкций правительственных структур. Во всех этих случаях следует предусмотреть соответствующее время для того, чтобы получить необходимые санкции.

После того как принято решение о капиталовложениях и известны полные инвестиционные расходы и их расписание, должны быть начаты детальные приготовления к финансированию бизнес-проекта в соответствии с финансовыми требованиями его реализации.

План и график реализации, подготовленные в бизнес-плане, обычно формируют основу будущей работы команды по реализации. Во время реализации бизнес-проекта инвестору следует сначала определить команду управления предприятием. Разумно сначала назначить ключевую фигуру, которая затем построила бы команду управления из числа работников предприятия или выбрала ее вне бизнес-проекта, назначила консультантов по управлению. Команда должна иметь необходимую власть в отношении подрядчиков и консультантов, чтобы обеспечить эффективную и своевременную реализацию бизнес-плана. Было бы весьма полезно, если бы члены команды имели хорошие знания о местных условиях. Команде предстоит действовать не только во время периода реализации. Поэтому следует образовать ядро из управляющего, технического и обслуживающего персонала, который впоследствии встанет во главе предприятия.

В период организационной рекламы начинается пополнение трудовых ресурсов. График пополнения набрасывают в общих чертах, когда нужен персонал. разного профиля. Это зависит от типа производства и от возможности нанять необходимые кадры. Обучение новых работников может начаться на очень ранней стадии и потребовать обучения ключевых фигур за границей. Более того, чтобы начать эффективное обучение, может оказаться необходимо привлечение инструкторов-эмигрантов и обеспечение учебными материалами и оборудованием.

Приобретение технологии - ключевой элемент процесса реализации бизнес-плана. Выбранная технология имеет много юридических, экономических, финансовых и технических аспектов, да и переговоры с поставщиками технологии могут в некоторых случаях занять значительное время. Иногда необходимо решить юридические проблемы, такие, как получение права на патент, преодоление эксплуатационных ограничений или ограничений на передачу технологии и торговые наименования.

Окончательные планировка предприятия и его дизайн, подготовленные в бизнес-плане, будут отправной точкой для детализированного инжиниринга. Во время реализации будет тщательно разработана полная документация подготовки площадки, заказаны машины и заводское оборудование, что вовлекает в процесс многих инженеров, архитекторов, плановиков и требует эффективной координации работы.

Эта стадия включает: определение подрядчиков, консультантов и поставщиков; подготовку, представление и оценку предложений; переговоры и заключение контрактов. Тем не менее, чтобы получить самые лучшие предложения, нужно отвести для этого приемлемое время.

Обычно существует разумный промежуток времени между предложением цены и окончательным заключением контракта. Этот период может быть запланирован без особых трудностей. Время до поставки оборудования может быть очень продолжительным. Обычно оно занимает от нескольких месяцев (для относительно маленького предприятия) до двух лет (для более крупного предприятия).

42. В случаях, когда устанавливается и импортное, и местное оборудование, все большее значение приобретают проблемы последовательности поставок. Известно, что поставки местного оборудования при нарушенных кооперированных связях происходят зачастую значительно дольше, чем поставки импортного оборудования, поэтому заказы должны быть запланированы как можно раньше.

В документах контрактов следует четко определить тесты на испытание оборудования, особенно его продолжительность и условия тестирования, чтобы в будущем избежать претензий. Для тестирования часто привлекают независимого консультанта. На этапе разработки бизнес-плана необходимо указать, какие требуются или рекомендуются испытания оборудования, с расчетом примерных затрат. Результат проверки оборудования является решающим как для поставщиков, так и для покупателей из-за его контрактного смысла.

Во многих контрактах на проверку исполнения оборудования указывают гарантийный период. В этом случае принятие теста является предварительным, а окончательный сертификат о принятии составляют по окончании периода гарантии.

Признавая усложнение закупочных контрактов для предприятий и недостатки многих из них, заключенных в прошлом, следует разработать примерные образцы контрактов для возведения предприятия (производственных участков и линий) в следующих терминах: под ключ на крупные суммы; почти под ключ; с компенсированием расходов; с обеспечением ноу-хау и прикладным сервисом. Эти примерные образцы контрактов - директивы, которые позволяют точно распределить обязанности сторон. При составлении образцов контрактов выделяют следующие вопросы:

* своевременное завершение единого объекта, участка, линии, гарантирующее способность поддерживать высокую эффективность работы и производства товаров определенного качества;

* указание инвестиционных затрат вместо стоимости только контракта;

* указание сроков оплаты, связанных с выполнением обязательств подрядчика, вместо согласования по периодам;

* непрерывность действия технических гарантий;

* вовлечение покупателя во все стадии поставки;

* эффективное использование долговых обязательств подрядчиком.

Для того чтобы помогать и направлять пользователей примерных образцов контракта в переговорах по его заключению, следует подготовить: обзоры, которые охватывали бы пред контрактную практику; технические спецификации; пояснительные комментарии к принципиальным пунктам примерного образца контракта вместе с описанием рекомендуемых добавочных соглашений как внутри, так и вне контракта. Это необходимо для устранения недостатков обучения местного персонала, а также неопытных операторов предприятия.

Это решительный шаг, который иногда может привести к затяжным переговорам. Возможности приобретения земли могут быть рассмотрены на ранней стадии, но следует иметь в виду, что должен быть приготовлен всесторонний план использования каждой площадки. Должен быть предусмотрен надлежащий доступ на участок предприятия, а транспортные пути подготовлены так, чтобы выдерживать нагрузку интенсивного движения во время строительства и перевозки товаров, произведенных на предприятии.

Любые задержки в ходе строительства окажут непосредственное воздействие на затраты и предполагаемые доходы, запланированные в фазе составления бизнес-плана. При разработке графика строительных и установочных работ важно понимать, что такие работы могут начаться только тогда, когда будет готов окончательный макет предприятия, участка, приобретена земля на выбранной площадке и получены все необходимые разрешения от местных властей.

В процессе реализации бизнес-плана необходимо завершить мероприятия по поставке основных производственных материалов. Если поставщики местные, то иногда целесообразно осмотреть их оборудование для получения уверенности в том, что они способны поставить материалы определенного качества и количества в соответствии с графиком поставок. Если товары импортируются, нужно изучить препятствия в цепочке «поставщик-покупатель», а также решить проблемы транзита.

В агропромышленном секторе некоторые исходные материалы (например, сахарный тростник для сахарной промышленности) должны быть выращены перед тем, как будут поставлены. Это делает составление графика поставки особенно важным.

Подготовка рынка продаж должна начаться достаточно рано для обеспечения уверенности в том, что продукция может быть продана, как это запланировано. В противном случае запас непроданной продукции будет увеличиваться и предварительные расчеты о коммерческой прибыльности продукта окажутся неверными.


Вопрос 43. Процесс и организация планирования на предприятии

На практике планирование как важнейшая функция уп­равления выступает в форме творческой деятельности лю­дей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спон­танного поведения планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования со­стоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора.

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования. Такие сис­темы можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам.

При организации разработки плана предварительно оп­ределяют:

· объекты планирования – предприятие в целом, струк­турные подразделения или отдельные направления деятель­ности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;

· разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация;

· средства планирования – калькуляторы, компьютер­ная техника и ее программное обеспечение;

· порядок составления планов: одновременная разра­ботка всех частных планов в единой модели или последо­вательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект;

· методы планирования – обычные традиционные при­емы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютер­ные специальные программы.

Организация планово-экономической работы предпри­ятия зависит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все де­тали планирования и организации производства.

На крупных и средних предприятиях стратегические, тактические и календарные планы разрабатывают децентрализовано с учетом принятой организационной струк­туры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и кооперации всех функций организации как единого це­лого. Именно в подразделениях сосредоточены кадры, име­ющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. В связи с этим подразделения обычно выдвигают реальные предложения в календарные, тактические и даже стратегические планы предприятия.

На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз; снизу вверх по иерархической структуре предприятия; круговым способом (встречное планирование).

Организационно планирование на большинстве круп­ных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления — определяются цели, ос­новные направления и главные хозяйственные задачи раз­вития предприятия, механизм их реализации, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем эти цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия в более детализированной и конкретной форме включаются в планы подразделений. На этом этапе технологического планирования устанавли­ваются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции.

При схеме организационных работ по составлению пла­нов снизу вверх, следуя иерархии предприятия, планирова­ние осуществляется от планов на местах и планов подразде­лений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. Низшие организационные единицы — участ­ки, цехи — составляют подобные планы, которые объединя­ются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

Функциональные службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоя­тельные подразделения. Аппарат, осуществляющий внутреннее планирование, включает функциональные подразделения на разных уров­нях управления предприятием.

Центральное звено аппарата планирования – отдел планирования, в функции которого входят разработка пер­спективных и текущих планов, согласование их с произ­водственными подразделениями, корректировка и уточне­ние плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подраз­делений. Функции плановых отделов во многом зависят от типа предприятия. В производственных подразделениях функции плани­рования выполняют службы оперативного и текущего пла­нирования и контроля. Их задача – составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничений и общехозяйственных целей.

Вопрос 44. Автоматизированные технологии формирования исходных данных как одно из основных условий повышения качественного уровня прогнозирования и планирования.

Информационные технологии являются стратегическими элементами и главными средствами создания стоимости во многих отраслях, составляющих новую экономику с элементами информационного общества.

В условиях современной системы управления предприятием, вне зависимости от сферы деятельности, без использования информационных технологий (далее ИТ) невозможно оперативно, то есть, с высокой скоростью управлять основными функциями менеджмента: планирование, управление, контроль, мотивация.

Планирование является базисной функцией менеджмента. Надо отметить, что любой бизнес-процесс в менеджменте начинается с планирования. Планирование деятельности предприятия базируется на составлении финансового плана, в процессе которого определяется оптовый (розничный) оборот, прибыль, объем производства, цена товара и т.д. Определение данных показателей в процессе планирования связано с рутинными функциями расчета, поэтому использование вычислительной техники должно быть направлено, прежде всего, на упрощение расчетов в процессе планирования. Но, любой расчет в процессе планирования, производится на основе входных данных (исходных показателей). Получение данных показателей, без использования информационной системы (далее ИС), также является рутинной, трудоемкой функцией. При применении ИС можно получить все требуемые исходные показатели, необходимые при планировании, посредством запросов по определенным параметрам.

Таким образом, применение ИС в процессе планирования позволяет устранить рутинные функции, посредством их автоматизации. Необходимо учитывать то, что конкретные управленческие решения, все равно, принимает человек, управленец. Процесс принятия решений невозможно автоматизировать, но рутинные функции поиска необходимой информации, а также получения результативных, расчетных показателей, необходимо и можно автоматизировать.

При использовании ИТ в любых управленческих процессах невозможно использовать автоматизированные системы (далее АС), т.е. непосредственное управление процессами, как это делается при управлении производственными процессами. Но, вполне возможно использовать автоматизированные информационные системы (далее АИС), т.е. системы, где часть работы выполняется с использованием ЭВМ вручную, а наиболее рутинные функции осуществляются в процессе внутримашинной обработки.


Планирование и прогнозирование отрасли растениеводства

Показатели развития растениеводства. Важным количественным показателем, характеризующим размеры сельскохозяйственного производства, является площадь и состав используемых земель, сельскохозяйственных угодий.

Сельскохозяйственные угодья подразделяют: на пашню (земля, ежегодно обрабатываемая и используемая под сельскохозяйственные культуры), сенокосы (земельные участки, используемые для заготовки сена и других видов кормов из естественных трав), пастбища (земельные участки, используемые для получения зеленых кормов и выпаса скота) и многолетние насаждения (плодовые культуры и ягодники).

Сенокосы и пастбища принято называть естественными кормовыми угодьями. Для получения сопоставимых показателей по общей площади сельскохозяйственных угодий кормовые угодья переводят в условную пашню по средней многолетней продуктивности угодий в кормовых единицах.

Основным количественным показателем развития отраслей растениеводства является размер посевных площадей, поскольку посев сельскохозяйственных культур с целью получения урожая — основная форма использования пашни. При этом сельскохозяйственные культуры, учитывая большие качественные различия между ними, группируют в пять основных групп: зерновые, технические, картофель, овощные и бахчевые, кормовые. Соответственно такой группировке различают следующие самостоятельные растениеводческие отрасли: зерновое хозяйство, льноводство, хлопководство, свекловодство, картофелеводство, овощеводство, бахчеводство, кормопроизводство и др.

Многолетние насаждения включают плодово-ягодные культуры, виноградники, хмель, чай и тутовые. Соответственно этому различают такие отрасли растениеводства, как садоводство, виноградарство и т. д.

Для характеристики развития растениеводства широко применяют такой показатель, как структура посевных площадей, то есть процентное отношение посевных площадей отдельных сельскохозяйственных культур и их групп к общей площади посевов (удельный вес отдельных культур и их групп в общей посевной площади хозяйства). С этой же целью используют и показатели динамики посевных площадей, то есть их изменения по годам за какой-то период в гектарах или процентах.

Важнейшим качественным показателем уровня развития растениеводства в целом и его отдельных отраслей является урожайность сельскохозяйственных культур. Для получения сопоставимых данных по группам культур выход продукции с гектара определяют в центнерах кормовых единиц (по коэффициентам).

По группе однородных культур (зерновые культуры, культуры, возделываемые на зеленый корм, силос и т.д.) во многих случаях определяют среднюю урожайность. Этот показатель рассчитывают суммированием валовых сборов однородных культур и делением полученной суммы на общую посевную их площадь.

Основным показателем, характеризующим объемы производства и размеры растениеводческих отраслей, является объем валовой продукции, то есть продукции (в ц), полученной со всей площади посева той или иной культуры (группы культур, естественных кормовых угодий, многолетних насаждений).


46. Планирование и прогнозирование отрасли животноводства

Показатели развития животноводства. Животноводство, как и растениеводство, подразделяется на несколько самостоятельных отраслей по видам животных и их производственным группам: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, звероводство, пчеловодство и др.

Основными количественными показателями, характеризующими размеры животноводческих ферм и отраслей, являются численность и состав поголовья животных. Количество скота и птицы определяют по их видам, половым и возрастным группам на какую-нибудь конкретную дату. При необходимости рассчитывают также среднее поголовье за год, квартал, месяц, период (стойловый, пастбищный) по ферме или хозяйству в целом. Для этого используют данные оборота стада.

Плановые показатели среднемесячного поголовья по отдельным половозрастным группам животных рассчитывают на основании показателей помесячных оборотов стада как среднюю арифметическую простую (выбытие и поступление животных в группу принимается в плане условно в середине каждого месяца). Среднее поголовье за квартал и год определяют по среднемесячным показателям.

За квартал, год, пастбищный (стойловый) период среднее поголовье может быть определено и по формуле средней хронологической. Фактическое среднее поголовье за тот или иной период (год, квартал, месяц) исчисляют по количеству кормо-дней пребывания животных на ферме (в хозяйстве) путем деления общего количества кормо-дней на число дней в периоде.

Численность поголовья определяют также и в условных головах крупного рогатого скота. Перевод физического поголовья в условное производится по общеэкономическим коэффициентам или же по коэффициентам, устанавливаемым по годовой потребности в кормах. Использование условного поголовья обеспечивает сопоставимость показателей на фермах разных видов животных.

Для характеристики состава и производственного направления использования поголовья скота и птицы определяют структуру стада, то есть процентное соотношение отдельных половых и возрастных групп животных (отношение каждого вида животных к общему поголовью стада). Иногда для этих целей исчисляют лишь удельный вес маточного поголовья.

Основным качественным показателем развития животноводства является продуктивность сельскохозяйственных животных. По дойному стаду таким показателем является удой молока на одну среднегодовую фуражную корову за год (в кг), а также приплод на 100 коров и нетелей, имеющихся на начало года.

Продуктивность молодняка крупного рогатого скота, свиней и овец, а также взрослого скота на откорме и нагуле исчисляют по среднесуточному привесу (в г). Продуктивность свиноматок определяют по выходу поросят на основную и проверяемую матку. Показателем шерстной продуктивности овец служит средний настриг шерсти (в кг) в расчете на одну овцу, имеющуюся на начало года. По маточному поголовью овец показателем продуктивности является также выход ягнят на 100 овцематок и ярок старше года.

Продуктивность птицы устанавливают по яйценоскости — количеству яиц, полученных (планируемых) за год в расчете: по курам — на одну среднегодовую несушку, по другим видам птицы (утки, гуси, индейки) —на несушку, имеющуюся на начало года. О мясной продуктивности птицы судят по выходу мяса в живом весе (в кг) по отдельным возрастным группам в расчете на одну голову при реализации или переводе молодняка в следующую возрастную группу.

Валовая продукция животноводства — это вся продукция, полученная за год (квартал, месяц или другой период) от отдельной группы животных или всех групп того или иного вида скота (птицы). По дойному стаду коров это будет валовой надой молока; по молодняку крупного рогатого скота, свиней и овец, а также взрослому скоту на откорме — валовой привес и продукция выращивания (валовой привес + вec приплода при рождении); по птице — валовое производство яиц (штук) и валовое производство мяса. Плановую величину валового привеса по отдельным группам животных за тот или иной период (год, квартал, месяц) определяют на основе принятых среднесуточных привесов и среднего поголовья (числа кормо-дней в периоде). Фактический (отчетный) валовой привес устанавливают взвешиванием животных, а фактический среднесуточный привес — делением валового привеса на число кормо-дней по данной половозрастной группе.

Валовое производство мяса по ферме (откормочной площадке, цеху) за год (продукцию выращивания) можно определить по следующей формуле: ПВРКНС,

где Пв – валовое производство мяса (продукция выращивания в центнерах живого веса); ВК, ВН – живой вес скота на начало и конец года или периода, ц; Вр –живой вес реализованного скота, ц; Кс – живой вес купленного (поступившего на ферму) скота, ц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: