Разработка производственной программы предприятия

Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:

· получение максимальной прибыли;

· учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

· возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

· максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.

Следовательно, при разработке конкретной производственной программы необходимо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия

Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (вал, товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным ᴨȇриодам, исходя из плана сбыта.

Оптимизация плана заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных издержек (в ᴨȇрвую очередь, полной загрузки оборудования) с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам. Такая оптимизация производственной программы выполняется методом линейного программирования.

Производственная программа базируется на информации о потребностях в продукции фирмы, платежеспособном спросе юридических и физических лиц.

Руководство фирмы должно стремиться получить исчерпывающую информацию об объемах продаж, обесᴨȇченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг.

Изучение рынка должно завершиться выбором потребителей, которым предполагается реализовать продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями были документально оформлены - подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений, в котоҏыҳ были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации цен и расчетов.

На методику разработки и прогноз развития производственной программы серьезное влияние оказывают: • анализ производственной программы; • анализ рынка (прогнозы, расчет трендов); • стратегии сбыта (потребности рынка, ассортимент изделий, реклама); • политика в отношении продукта (инновации в продукте, варианты продукта, замещение продукта, очистка и расширение программы); • пределы производственной мощности.

Формирование политики в отношении продукта, а значит, и производственной политики подвержено также влиянию такого фактора, как необходимость учета характера кривой жизненного цикла продуктов. Каждый продукт проходит принципиально различные временные фазы, для которых характерны различные показатели оборота, цены, прибыли и издержек. При этом при формировании политики в отношении продукта речь идет о том, чтобы принимать решения об оптимальных сроках выхода на рынок и ухода с рынка, т. е. ввода продукта или его замещения.

В результате указанных выше двух комплексов работ необходимо определиться с производственной программой, которая будет реализовываться по завершении проектирования промышленного предприятия. С этой целью закладываемые параметры должны быть четко прописаны в зависимости от срока (или хода) проектирования и периода времени, на который рассчитана производственная программа. Эти параметры можно разделить на: • данные о продукте (первичные и вторичные потребности) — виды, типы и группы продуктов, номенклатура; • данные об объемах (количество выпускаемых единиц) — нормы выработки за период времени по каждому продукту или группе продуктов; • данные о производственных мощностях (фонд рабочего времени) — потребности в производственных мощностях участков/оборудования.

Наряду с затратами, отнесенными к объему производства, могут быть также определены и представлены затраты, отнесенные к производственным мощностям (например, необходимый фонд рабочего времени), что позволит уже на данном этапе проектирования сделать первые приблизительные оценки величины потребностей. Если производственная программа отвечает признакам дефинитивных производственных программ, то с помощью текущих баз данных (спецификации, рабочие планы) можно заранее получить сравнительно точные данные о потребностях.


План материально-технического обеспечения, его основные задачи.

Оборотные фонды, за исключением малоценных инструментов и инвентаря, незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления, а также энергии, относятся к материальным ресурсам.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами при изготовлении, например, печатной продукции являются бумага, краска, форма и т.д. К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы и т.д.). Эта классификация материальных ресурсов исходит из различного характера потребления указанных групп и, следовательно, определяет неодинаковый подход к установлению норм их расхода, к определению потребности в них и выявлению путей более экономного их использования. В целях наиболее экономного расходования материальных ресурсов, планирования их использования, выявления потребности предприятия в них и улучшения организации материально-технического снабжения проводится анализ использования основных и вспомогательных материалов. Организация и планирование использования материальных ресурсов является одним из важнейших разделов деятельности полиграфических предприятий. Вся работа по организации и планированию использования материальных ресурсов проводится в направлении создания условий для их максимальной экономии при одновременном повышении качества продукции.

Основными задачами материально-технического обеспечения (МТО) на предприятии можно назвать:

-бесперебойное обеспечение в установленные сроки цехов, участков, рабочих мест всеми необходимыми предметами труда требуемого качества;

-соблюдение норм запасов товарно-материальных ценностей;

-организация экономного расходования и надлежащего хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, обеспечение их сохранности без снижения качества.

Планирование МТО представляет собой большую, ответственную и самостоятельную часть плановой работы. Исходными данными для составления плана МТО являются:

-планируемые объемы производства продукции (работ, услуг), планируемые объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству;

-спецификации норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

-нормы расхода материалов, топлива, энергии, нормы отходов с учетом их повторного использования;

- служб на вспомогательные материалы, топливо и энергию;

-нормативы переходящих запасов на начало и конец планируемого года;

-данные об остатках материалов на складах на начало планируемого периода;

-действующие (ожидаемые) цены на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию.

В ходе разработки плана МТО обеспечения необходимо учитывать максимально возможную экономию материальных ресурсов, которая достигается в результате:

· снижения веса выпускаемых изделий без ухудшения их качественных характеристик;

· уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных техпроцессов;

· замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми; многократного использования масел, тары, резины, стекла и т.п.

План МТО предприятия составляется в натуральном и стоимостном выражении сроком на год и с разбивкой этого срока по кварталам.

План МТО состоит из расчетов потребности в материально-технических ресурсов и балансов материально-технического обеспечения. В общую потребность включаются ресурсы, необходимые для выполнения:

- производственной программы и других производственных и хозяйственных потребностей;

- разница переходящих запасов ресурсов на начало и конец планового года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: