Толкование норм права: понятие, структура. Толкование норм права по способу уяснения

Толкование права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняется смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, граждане, международные и общественные организации. Ведущая роль в процессе толкования Конституции страны принадлежит Конституционному Суду Рб. Толкование бывает уяснительным и разъяснительным. Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. При толковании-уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. При толковании разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают.

62. Толкования НП по субъектам. Толк.норм права-это уяснение и разъяснение смысла правовой нормы,действительного содержания находящихся в ней положений в целях их правильной реализации.Уяснение- первый и обязательный элемент толк. позволяющий понять для себя содержание правового акта, раскрыть содержание правовой нормы.В полной мере значение толк.проявляется в разъяснении,когда в той или иной форме внешне выражается понимание содержания правовой нормы.По субъектам различают виды: 1)официальное толк.-разъяснение которое дают в официальном порядке гос.органы и долж.лица в рамках их компетенции. 2)нормативное толк.-официальное разъяснение,которое как и норма права обладает общим действием, т.е. распростроняется на неопределенный круг лиц и на неограниченное кол-во случаев.Оно может быть: а)аутентическое-это разъяснение органа,который издал толкуемую норму. б)легальное-разъяснение компетентного органа в отношении толкуемой нормы,изданной др.органом.3)казуальное(индивидуальное)-разъяснение обязательное только для

конкретного случая или дела.4)неофициальное толк-разъяснение не имеющее формального, юридически обязательного значения.Может быть: а)доктринальное-разъяснение научных работников, преподавателей,ведущих исследовательскую работу в этой области. б)профисиональное-разъяснение,основанное на профисионольных знаниях права (разъяснение адвокатов, в юр.консультациях)в)обыденное-пояснение и мнение людей в обыденной жизни на основе житейского опыта.

63. Толкования НП по объему. Толк.норм права-это уяснение и разъяснение смысла правовой нормы,действительного содержания находящихся в ней положений в целях их правильной реализации.Уяснение- первый и обязательный элемент толк. позволяющий понять для себя содержание правового акта, раскрыть содержание правовой нормы.В полной мере значение толк.проявляется в разъяснении,когда в той или иной форме внешне выражается понимание содержания правовой нормы.Три вида толк.по объему:1)буквальное-это толк.в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы соответствует текстуальному выражению.2)распростронительное-толк.в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире чам текстуальное выражение.3)ограниченное толк-толк,в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы уже,чем текстуальное выражение

64.Законность понятие,пр-пы, Законность–точное и неуклонное соблюдение конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами гос-ва,учреждениями организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.Понятие законности можно трактовать и в широком смысле–как режим обществ-политической жизни,как требования, предъявляемые к обществу,ко всей политической системе. Для законности необходимы два условия, две стороны:1.Наличие з-нов (содержательная сторона);2.Выполнение з-нов (формальная сторона).

Проявление законности основано на следующих пр-пах:1.Верховенство Конституции и з-на; 2.Гарантии прав и свобод;3.Связь законности с культурой.От культурного уровня общества зависит состояние законности,и наоборот, соблюдение законности явл.показателем культурного уровня общества;4.Связь з-на с целесообразностью.Обход з-на под предлогом целесообразности, пользы,выгоды недопустимы. Целесообразность должна быть в рамках з-на.

65. Правопорядок, гарантии законности правопорядка. Правопорядок –это система обществ. отношений, в которых поведение субъектов явл. правомерным.

Правопорядок: 1.Возникает в результате реализации норм права;2.Обеспечивается гос-вом;3.Создает условия для плодотворных общественных отношений;4.Выступает итогом законности.Законность и правопорядок–это относительно самостоятельные явления юр. действительности, которые нельзя ни отождествлять,ни отрывать друг от друга.Законность–пр-п деятельности права в обществ. отношениях,а не сами отношения.

Правопорядок–результат законности. Правопорядок нельзя защищать любыми средствами,эти средства могут быть только законными.Связь законности и правопорядка заключается в том,что правопорядок может обеспечиваться только законными средствами,а исполнение з-нов должно укреплять правопорядок. Правопорядок есть результат законности на практике,ее реализация в обществ. отношениях.Гарантии-это совокупность условий и способов,при которых реализуется норма права,субъективные права и обязанности.Это объективные и субъективные факторы,которые обеспечивают их функционирование.Выд.5 групп гаранитий: 1)социально-экономические(высокий уровень развития экономики,плюрализм форм собственности. социальные:гр.общ-во) 2)политические(разделение властей,контороль со стороны общества, полит.плюрализм)3)идеологические(правовая идиология) 4)юридические(система спец.юр.средств среди которых выделяется законность, конституционный контороль, президент как гарант Конст, прокурорстский и судебный контроль, совершенствования законодательства и правохранительной системы) 5)международные(это деятельность межд. организаций,спец.органов ООН по контролю за соблюдением права человека,институт межд. наблюдений и др).

66. Правонарушение: понятие и признаки. Юр. состав правонарушения

Правонарушение–виновное, противоправное деяние лица,причиняющее вред интересам личности общества и гос-ва и влекущее юр.ответ-ть.

Признаки:1)противоправность2)деяние противоправное:действие либо бездействие. 3)ущерб.4)вина как психическое отношение правонарушителя в котором выражается неготивное отрицательное отношение 5)наказуемость как св-ва правонарушения. Юр.состав правонарушения –система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юр. ответ-ти. Юр.состав правонарушения включает в себя:1.Субъект правонарушения–праводееспособное лицо, совершившее правонарушение;2.Объект правонарушения–то,на что посягает правонарушение (область общественных отношений, регулируемая и охраняемая правом,в которой совершено правонарушение);3.Субъективная сторона правонарушения – совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется способностью лица отвечать перед обществом за противоправное деяние. Субъективная сторона включает в себя: цель –конечный результат,которого стремится достичь лицо, совершающее правонарушение; мотив–внутреннее побуждение, которым руководствуется лицо, совершающее правонарушение; вина–психическое отношение лица к совершаемому им правонарушению к возможным его последствиям. Выражается в форме умысла или неосторожности. Умысел может быть прямым и косвенным. Прямой умысел–лицо осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий и желает их наступления.Косвенный умысел – лицо осознает общественно опасный характер своих деяний,предвидит возможность наступления вредных последствий,не желает,но допускает наступление указанных в з-не последствий. Неосторожность также выражается в двух формах: а)самонадеянность–лицо предвидит общественно вредные последствия своих деяний,но легкомысленно рассчитывает на возможность их предотвращения;

б)небрежность–лицо не предвидит общественно вредные последствия своих деяний,хотя могло и должно было предвидеть;Объективная сторона правонарушения–совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение. Характеризуется след. признаками: а)деяние–действие или бездействие; б)противоправность – отступление доведения субъекта от соответствующих правовых предписаний (формальный аспект);

в)вредный результат (содержательный аспект);г)причинная связь между деянием и вредным результатом (вредный результат должен быть следствием,а само поведение–причиной именно этого результата).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: