Понятие и правовое положение органа исполнительной власти

Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей̆ на три различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной̆ власти». Но, не смотря на это, в современной̆ российской̆ литературе используется как старое, так и новое понятие.


По разному определяют авторы и сущность органов исполнительной̆ власти. Одни считают, что орган исполнительной̆ власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной̆ ветви государственной̆ власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второго понятия, считая его более полным и правильным.

Конституционный̆ статус органов исполнительной̆ власти. Конституция РФ установила самостоятельность всех ветвей̆ власти, в том числе и исполнительной̆, и тем самым формально устранила жесткую зависимость органов государственного управления как от представительных органов, так и от Президента.

В советское время был провозглашен принцип всевластия и единства советов, согласно которому исполкомы советов народных депутатов входили в советы и были им подотчетны. На сегодняшний̆ день Государственная Дума и Совет Федерации наделены лишь некоторыми полномочиями по отношению к Правительству и другим органам исполнительной̆ власти. Во-первых, Федеральное Собрание с помощью законов может определить основы статуса и порядок деятельности Правительства, других органов исполнительной̆ власти. Во-вторых, Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству и др.

До принятия Конституции 1993 г. Президент являлся главой̆ исполнительной̆ власти и поэтому, что вполне логично, определял характер и содержание деятельности органов исполнительной̆ власти, которые, в общем, были ему подчинены. Теперь же положение Президента в системе ветвей̆ власти изменилось: будучи главой̆ государства, он не является главой̆ исполнительной̆ власти, а лишь осуществляет координацию деятельности всех ветвей̆ власти, т. е. является как бы арбитром и дирижером. По идее, в этом случае Правительство и все другие органы исполнительной̆ власти должны обладать большой̆ степенью самостоятельности в осуществлении государственно-управленческой̆ деятельности, независимо от Президента (так это сделано, например, во Франции). Однако особенность Российской̆ Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной̆ ветви власти, Конституция предоставляет Президенту такие полномочия, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной̆ власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной̆ власти непосредственно подчинены.Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной̆ власти можно говорить лишь с большой̆ долей̆ условности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: