Требования, предъявляемые к правовым актам управления, и последствия их нарушения. Дефектные акты управления

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. Требования к содержанию правовых актов управления можно разделить на три группы: соц-политические, организационно-правовые и организационно-технические. К требованиям соц-политического характера относятся ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее соц-политической сущностью гос-ва, отраженной и закрепленной в нормах действующей Конституции страны, в национальных доктринах, концепциях и федеральных целевых программах. Общим правовым требованием к правовым актам управления является их законность, т.е. полное соответствие всему действующему в РФ законодательству. К общим требованиям в сфере реализации гос.исполнительной власти относятся требования принятия всех правовых актов 1) уполномоченными на то органами и должностными лицами, 2) по вопросам и в пределах их компетенции, 3) в установленном порядке, 4) без какого-либо нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Организационно-технические требования, предъявляемые к правовым актам управления, включают в себя следующие моменты: установленная форма и требуемые реквизиты; наименование вида акта и его название; дата подписания или утверждения акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт; четкость структуры нормативного правового акта. Последствиями нарушения требований, предъявляемых к правовым актам управления, являются приостановление их действия, а также частичная или полная отмена этого акта. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов федеральному законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ и случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Отменять, приостанавливать действие правовых актов управления могут также сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа, протесту или представлению прокурора.

В науке АП акты, не соответствующие требованию законности называются дефектными. Они бывают ничтожными и оспоримыми.

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Ничтожный акт не существует с момента издания. Акты признаются ничтожными, если:

1) есть прямое указание закона;

2) грубо нарушена подведомственность административных дел;

3) нет законного основания для принятия акта;

4) нарушен срок давности;

5) акт предписывает совершение преступления.

Оспоримые акты. Незаконность оспоримых актов не очевидна. Оспоримыми признаются акты, которые подлежат обязательному исполнению, но м б оспорены заинтересованными органами или лицами. Существует 2 варианта оспаривания:

1) обжалование;

2) оспаривание опротестованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: