Реформы системы управления народным хозяйством в СССР и России (с 60-х г, по настоящее время)

Реформа системы управления 1957 года

В середине 50-х годов был взят курс на строительство социализма в отдельно взятой стране (СССР). В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них союзным министерством союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли положительную роль - сблизили управление к производству. Однако недостатком этой системы было то, что управление отраслью промышленности было раздроблено; стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

Существовавшие сверхцентрализированные министерства по мнению Хрущева были неспособны обеспечить быстрый рост промышленного производства. Идея совнархозов могла бы принести пользу при сохранении министерств, если бы эти совнархозы были тесно связаны с территориальными, республиканскими и областными центрами и имели определенный круг предприятий, которые полностью им подчинялись. Но если вначале совнархозы были ближе к областному делению, то вскоре начался их отрыв от областного деления. К началу 1958 г. из 37 союзных и республиканских министерств было оставлено 4. 104 совнархоза объединили 75% мощностей промышленных и строительных организаций. Для координации взаимосвязей был образован Всесоюзный СНХ; на преобразованный Госплан были возложены задачи выявления возможностей комплексного развития экономики. На вновь созданные Научно-технические комитеты при союзном и республиканских Советах Министров были возложены задачи изучения передового опыта и контроля за внедрением достижений НТР в народное хозяйство.

Некоторые члены Президиума ЦК вносили предложение о создании Высшего Совета Народного Хозяйства СССР. Начали создаваться совнархозы республик, затем был организован Всесоюзный Совет Народного Хозяйства. В каждом из них создавались отраслевые, комплексно-территориальные органы - это была сплошная, перманентная перетасовка. Потом были созданы отраслевые Комитеты - вначале в пределах Госплана, а потом самостоятельные государственные комитеты, почти с правами и функциями министерств.

ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Принципы отраслевого и межотраслевого управления были закреплены Конституцией 1977 г.

Попытки реформирования экономики

В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся Совету Министров союзной республики.

Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Для обеспечения научно-технического руководства отраслями промышленности в 1957 -1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов.

С самого начала реформа управления 1957 г. имела ограниченный характер. Реформа сводилась к формальной, организационно-структурной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР.

Усложнялась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. С 1964 г. система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована.

Вторая половина 60-х годов

Руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 60-х гг. создало стабильный, несменяемый слой партийно-государственных чиновников. Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в которой закреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось. Пребывание на руководящих постах стало пожизненным.

Хозяйственная реформа 1965 года

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления.

Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Следующим направлением реформы стало изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

Было решено расширять экономические права предприятий, развивать прямые связи между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности.

Реформирование экономики СССР в 1979 году

ЦК КПСС в 1979 году выпустил постановление, в котором отмечалось, что партии необходимо нацелить всю управленческую деятельность на повышение эффективности производства и качества работы.

В постановлении предусматривалось, что в процессе разработки планов предприятия и объединения со сбытовыми организациями вместе с потребителями и поставщиками должны определять номенклатуру и ассортимент продукции для заключения хозяйственных договоров. Предполагалось, что такой порядок поможет обеспечить сочетание стоимостных и натуральных показателей, а также ликвидировать так называемый воздушный вал. Постановление предусматривало обеспечить стабильность утвержденных планов, не допускать корректировки их в сторону снижения, подгонки под фактическое выполнение.

Реформы СССР во второй половине 1980-х г.г. (перестройка)

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на 19-й всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к

Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае - июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: