Итальянское Возрождение: основные этапы и представители

Искусство в эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того времени положение. Художественное созидание, казалось, столь неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. В передовых центрах Италии страстное увлечение искусством захватило самые широкие слои общества - от правящих кругов до простых людей. Возведение общественных построек, установка, монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Появление выдающихся художественных произведений превращалось в крупное общественное событие. О всеобщем преклонении перед выдающимися мастерами может свидетельствовать, тот факт, что величайшие гении эпохи - Леонардо, Рафаэль, Микеланджело - получили у современников наименование божественных. По своей активности эпоха Возрождения в Италии охватывающая около трёхсот лет, сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Вызывают изумление сами физические масштабы всего того, что было создано мастерами Италии.

Обязано Итальянское Возрождение своим происхождением не какому-либо одному, а нескольким источникам. В период предшествующий этой эпохе, Италия явилась пунктом скрещения нескольких средневековых культур. В отличие от других стран здесь равно значительное выражение нашли обе основные линии средневекового искусства Европы - византийская и Романо-готическая, осложнённые в отдельных областях Италии воздействием искусства востока. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. От византийской живописи воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов. Готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного восприятия действительности. Но еще более важным было то, что Италия явилась хранительницей художественного наследия античного мира. В той или иной форме античная традиция находила своё преломление уже в средневековом итальянском искусстве, например в скульптуре времени Гогенштауфенов, но только в эпоху Возрождения, начиная с 15 в., античное искусство открылось глазам художников в своём истинном свете как эстетически совершенное выражение закономерностей самой действительности. Совокупность названных факторов создала в Италии наиболее благоприятную почву для зарождения и подъёма ренессансного искусства.

В зависимости от различных этапов эволюции и от традиций сложились отдельные территориальные художественные школы. Поскольку экономическое и культурное развитие итальянских государств не было равномерным, соответственно был различным вклад их в искусство на протяжении отдельных его периодов. Из многих художественных центров страны должны быть выделены три - Флоренция, Рим, Венеция, искусство которых в определённой исторической последовательности представляло на протяжении трёх столетий магистральную линию итальянского ренессанса.

Флоренция - шла в авангарде нового искусства, начиная с Проторенессанса до Высокого Возрождения. Столица Тосканы оказалась как бы фокусом экономической, политической и культурной жизни Италии с 13 до начала 16 века, и события её истории, утратив свой чисто локальный характер, приобрели общеитальянское значение. Флоренция была родиной или местом творческой деятельности крупнейших мастеров от Джотто до Микеланджело.

С конца 15 начала 16 века в качестве ведущего центра художественной жизни страны наряду с Флоренцией выдвигается Рим. Усиление авторитета римского понтифика привлекают к своему двору крупнейших зодчих, скульпторов и живописцев. Возвышение Рима как главного художественного центра страны совпало с началом периода Высокого Возрождения, своё положение Рим сохранял в течении первых трёх десятков 16 века. Созданные в эти годы лучшие произведения Браманте, Рафаэля, Микеланджело и многих других работавших в Риме мастеров знаменовали собой зенит эпохи Возрождения. Но с утратой итальянскими государствами политической независимости, в период кризиса ренессансной культуры папский Рим превратился в оплот идеологической реакции, облекшейся в форму, контрреформации.

После Рима третьим крупнейшим центром художественной культуры становится Венеция. Венеция была последней из сильных итальянских республик, отстоявшей свою независимость и сохранившей немалую долю своих богатств. Оставаясь вплоть до конца 16 века крупным очагом ренессансной культуры. Именно ей было суждено раскрыть лучшие качества позднего Возрождения. Творчество Тициана в последний период его деятельности, а также крупнейших представителей второго поколения живописцев 16 века - Веронезе и Тинторетто.

Уже для своего времени искусство итальянского Возрождения имело исключительно широкое общеевропейское значение. Опередив остальные страны Европы на пути эволюции ренессансного искусства в плане хронологическом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: