Нормативно-правовой акт: понятие, виды

Государственный Экзамен Теория Государства и Права Бакалавриат 2015

1 Нормативно-правовой акт: понятие, виды. 2

2.Соотношение системы права и системы законодательства. 4

3.Понятие и сущность права. 6

4 Нормативный договор как источник права. 10

5.Закон как источник права. 15

6 Судебный прецедент как источник права. 17

7 Субъекты права: понятие, виды. 24

8.Правовое отношение: понятие, виды. 27

9.Правотворчество: понятие, виды. 31

10.Виды источников (форм) права. 33

11.Юридические факты: понятие и классификация. 35

12.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды. 37

13.Нормы права: понятие, структура, виды. 39

14.Система права: понятие, структура, принципы построения. 46

15.Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. 48

16.Общие принципы права как источник права. 50

17.Соотношение нормативного правового акта, акта применения права и акта толкования права. 57

18.Понятие правового государства проблемы, подходы. 59

19.Реализация права: понятие, виды. 62

20.Юридическая ответственность. 67

21.Пробелы в праве и способы их восполнения. 74

22.Применение права как особая форма его реализации. 76

23.Толкование нормативных правовых актов: понятие, виды. 81

24.Правовой обычай. Соотношение правового обычая и закона. 87

25.Право в системе социальных норм. 92

26.Правонарушение: понятие, виды. 101

27. Правовые семьи понятие виды. 103

28.Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества. 105

Нормативно-правовой акт: понятие, виды.

Нормативно-правовой акт — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определённых общественных отношений.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Нормативный акт должен издаваться:

1) в пределах компетенции правотворческого органа;

2) облекаться в документальную форму, предусмотренную для актов данного органа;

3) соответствовать Конституции, законам, подзаконным актам вышестоящих органов.

По своему непосредственному содержанию НПА является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм.

Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, которая определяет место того или иного НПА в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Подразделение НПА в соответствии с существующей иерархической структурой (по юридической силе).

1. Конституция — основной закон государства, обладающий верховенством и высшей юридической силой, который определяет принадлежность, принципы организации и осуществления государственной власти и основы правового положения личности и устанавливает правовые пределы для власти и нормативную меру свободы для человека.

2. Законы в РФ имеют верховенство на всей территории РФ и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим НПА, издаваемым в РФ по вопросам, отнесённым к предметам её ведения и совместного ведения РФ и субъектов.

Законы и другие НПА субъектов, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

ФЗ не могут противоречить ФКЗ. ФКЗ считается принятым, если он набрал ¾ в Думе и 2/3 в Совфеде.

3. Указы Президента РФ — издаются по кругу полномочий Президента (например, указом Президента утверждены общевоинские уставы).

4. Постановления Правительства.

Например, Постановление Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"

Президент вправе отменить постановление Правительства в случае противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти.

Например, Приказ Минфина «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)

Подсистема НПА субъектов федерации.

1. Конституции и уставы субъектов.

2. Законы субъектов.

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

3. Акты органов исполнительной власти субъектов

Не должны противоречить Конституции, ФЗ, указам Президента, постановлениям Правительства, конституции (уставу) и законам субъекта.

Например, Постановление Правительства Москвы "Об осуществлении финансового обеспечения оказания медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы в 2014 году медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке"

Подсистема НПА органов местного самоуправления

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1)устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Потом всё это объединяется в Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: