Государственный Экзамен Теория Государства и Права Бакалавриат 2015
1 Нормативно-правовой акт: понятие, виды. 2
2.Соотношение системы права и системы законодательства. 4
3.Понятие и сущность права. 6
4 Нормативный договор как источник права. 10
5.Закон как источник права. 15
6 Судебный прецедент как источник права. 17
7 Субъекты права: понятие, виды. 24
8.Правовое отношение: понятие, виды. 27
9.Правотворчество: понятие, виды. 31
10.Виды источников (форм) права. 33
11.Юридические факты: понятие и классификация. 35
12.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды. 37
13.Нормы права: понятие, структура, виды. 39
14.Система права: понятие, структура, принципы построения. 46
15.Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. 48
16.Общие принципы права как источник права. 50
17.Соотношение нормативного правового акта, акта применения права и акта толкования права. 57
18.Понятие правового государства проблемы, подходы. 59
19.Реализация права: понятие, виды. 62
20.Юридическая ответственность. 67
|
|
21.Пробелы в праве и способы их восполнения. 74
22.Применение права как особая форма его реализации. 76
23.Толкование нормативных правовых актов: понятие, виды. 81
24.Правовой обычай. Соотношение правового обычая и закона. 87
25.Право в системе социальных норм. 92
26.Правонарушение: понятие, виды. 101
27. Правовые семьи понятие виды. 103
28.Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества. 105
Нормативно-правовой акт: понятие, виды.
Нормативно-правовой акт — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определённых общественных отношений.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Нормативный акт должен издаваться:
1) в пределах компетенции правотворческого органа;
2) облекаться в документальную форму, предусмотренную для актов данного органа;
3) соответствовать Конституции, законам, подзаконным актам вышестоящих органов.
По своему непосредственному содержанию НПА является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм.
Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
|
|
2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, которая определяет место того или иного НПА в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Подразделение НПА в соответствии с существующей иерархической структурой (по юридической силе).
1. Конституция — основной закон государства, обладающий верховенством и высшей юридической силой, который определяет принадлежность, принципы организации и осуществления государственной власти и основы правового положения личности и устанавливает правовые пределы для власти и нормативную меру свободы для человека.
2. Законы в РФ имеют верховенство на всей территории РФ и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим НПА, издаваемым в РФ по вопросам, отнесённым к предметам её ведения и совместного ведения РФ и субъектов.
Законы и другие НПА субъектов, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.
ФЗ не могут противоречить ФКЗ. ФКЗ считается принятым, если он набрал ¾ в Думе и 2/3 в Совфеде.
3. Указы Президента РФ — издаются по кругу полномочий Президента (например, указом Президента утверждены общевоинские уставы).
4. Постановления Правительства.
Например, Постановление Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
Президент вправе отменить постановление Правительства в случае противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента.
5. Акты федеральных органов исполнительной власти.
Например, Приказ Минфина «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)
Подсистема НПА субъектов федерации.
1. Конституции и уставы субъектов.
2. Законы субъектов.
Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
3. Акты органов исполнительной власти субъектов
Не должны противоречить Конституции, ФЗ, указам Президента, постановлениям Правительства, конституции (уставу) и законам субъекта.
Например, Постановление Правительства Москвы "Об осуществлении финансового обеспечения оказания медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы в 2014 году медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке"
Подсистема НПА органов местного самоуправления
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В систему муниципальных правовых актов входят:
1)устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
|
|
Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Потом всё это объединяется в Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.