Билет № 25. 1. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.

Согласно статье 70 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" от 06.10.2003 органы и должностные лица МСУ в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед:

а) населением муниципального образования;

б) государством;

в) физическими и юридическими лицами.

Такая иерархия установления ответственности органов и должностных лиц МСУ не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность МСУ как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. Население является основным субъектом прав МСУ. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.

МСУ – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения (осуществляется населением в значительной мере через органы МСУ – важно обеспечить зависимость органов и должностных лиц МСУ от населения (основного субъекта прав МСУ)).

Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением, закрепляемые в законодательстве о МСУ (организационный механизм осуществления норм МуП об ответственности органов и должностных лиц МСУ определяет население МО в уставе МО).

1) Ответственность выборных должностных лиц наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом (основания для отзыва выборного лица МСУ – только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке).

ФЗ 2003 предусматривает, что процедура отзыва выборного лица должна обеспечить ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Упрощенная процедура отзыва, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима (предупреждению необоснованного отзыва, приводящего к дестабилизации МСУ в соответствующем МО, должно служит право на судебную защиту).

2) ФЗ 2003 устанавливает, что в уставе МО могут определяться виды и основания ответственности органов и должностных лиц МСУ (основания и порядок отзыва выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и лиц МСУ – не исключаются другие (помимо отзыва) институты, посредством использования которых наступает ответственность выборных органов и должностных лиц МСУ).

3) В уставе МО могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц МСУ, замещающих свою должность по контракту или по решению представительного органа, выборного должностного лица МСУ (в этом случае ответственность наступает перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы).

4) Устав МО может предусматривать основания и формы ответственности главы МО, избранного на свою должность представительным органом МСУ.

В уставе МО могут закрепляться различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц МСУ (наиболее распространенная форма – отчеты органов и должностных лиц МСУ перед населением).

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц МСУ, контроля за их деятельностью важна инициатива жителей МО, их самоорганизация, осознание своих прав и интересов, заинтересованность в решении вопросов местного значения.

2. Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.

Компетенция органа МСУ – установленная нормами МуП совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом МСУ вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями МСУ.

Принципы правового регулирования и реализации компетенции органов МСУ:

· Перечень вопросов местного значения не может быть изменен только путем внесения изменений в ФЗ 2003;

· Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения – полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ;

· Органы государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляют регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий;

· Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов;

· Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении органов МСУ осуществляется органами государственной власти РФ в случаях и порядке, установленных КРФ и ФЗ (субъектов РФ – КРФ, ФЗ и законами субъектов РФ));

· По вопросам местного значения органами и должностными лицами МСУ принимаются МуПА, подлежащие обязательному исполнению на всей территории МО;

· При решении вопросов местного значения органы МСУ могут заключать договоры и соглашения;

· Органы МСУ поселений и городских округов вправе в соответствии с уставами МО принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения;

· В целях решения вопросов местного значения органы МСУ поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями (принятие устава, издание МуПА; установление официальных символов МО; создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги; обеспечение подготовки муниципальных выборов, местного референдума; принятие планов и программ развития МО; учреждение СМИ; осуществление международных связей);

· Подчиненность органа или должностного лица МСУ одного МО органу или должностному лицу другого МО не допускается.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: