1. Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
Депутат – член представительного органа МО (поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения).
Статус выборных лиц МСУ – система прав, обязанностей и гарантий деятельности выборных лиц, ответственность и ограничения, обусловленные их мандатом, которые в совокупности обеспечивают условия для беспрепятственного и эффективного исполнения выборными лицами своих полномочий, защиту их прав, чести и достоинства (Европейская хартия МСУ).
Статус выборных лиц МСУ определяется КРФ, ФЗ 2003, другими ФЗ (отдельные вопросы обеспечения их деятельности, их полномочий, ответственности и гарантий могут регулироваться законами субъектов РФ, уставами и иными НПА МО).
Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах их полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (также при осуществлении отдельных государственных полномочий).
|
|
Срок полномочий выборных лиц МСУ устанавливается уставом МО (от 2 до 5 лет) (полномочия депутатов и выборного органа МСУ начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа МСУ нового созыва) (изменение срока полномочий действующих органов МСУ, депутатов не допускается).
Депутат реализует свои полномочия:
1) участвуя в заседаниях представительного органа, в работе комиссий, рабочих групп, создаваемых представительным органом;
2) участвуя в выполнении поручений представительного органа, комиссий, в состав которых он входит;
3) обращаясь с депутатскими запросами к руководителям муниципальных и иных органов и организаций, расположенных на территории МО, по вопросам, отнесенным к ведению МСУ.
Выборные лица МСУ поддерживают связь со своими избирателями, подотчетны им (избиратели вправе отозвать их в порядке, установленном ФЗ 2003).
Социальные гарантии, гарантии трудовых прав выборных лиц МСУ определяются в соответствии с действующим законодательством (уставом МО могут быть предусмотрены дополнительные гарантии выборным лицам МСУ за счет местного бюджета).
Период работы выборного лица МСУ на постоянной основе на выборной муниципальной должности засчитывается в общий, непрерывный трудовой стаж, в стаж муниципальной службы (выборным лицам МСУ, работающим не на постоянной основе, возмещаются расходы, связанные с их деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых представительным органом МСУ).
|
|
Депутаты могут иметь помощников, права, обязанности, условия и порядок работы которых определяются положениями, принимаемыми в соответствии с уставом МО
Выборным лицам МСУ гарантируется право на получение информации, необходимой им для осуществления своих полномочий, принятия оптимальных и верных решений в своей деятельности, участия в работе выборного органа.
Депутаты представительного органа МО осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а если численность представительного органа МО составляет менее 10 человек – 1 депутат).
ФЗ 2003 устанавливает общий запрет для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных действий, при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных лиц, занимаемого ими жилого и служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются ФЗ.
Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу указанных выборных лиц МСУ, в том числе по истечении срока их полномочий (не распространяется на случаи публичных оскорблений, клеветы и иных нарушений) (ФЗ 2003).
Выборное лицо МСУ имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его статус, которым оно пользуется в течение срока полномочий (уставом МО может быть предусмотрен отличительный нагрудный знак).
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае (смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа МСУ; призыва на военную службу (или альтернативную гражданскую службу).
2. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
К ведению МО в области охраны общественного порядка относятся вопросы организации охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией.
Охрана общественного порядка – обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте и в иных общественных местах.
Основные задачи милиции общественной безопасности (обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к ее компетенции) (является частью милиции РФ и входит в структуру МВД РФ).
Органы МСУ с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с нарушениями общественного порядка вправе выделять дополнительные финансовые средства для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности существующих подразделений МОБ, для укрепления ее материально-технической базы (в том числе за счет привлечения ресурсов организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан).
|
|
Начальники милиции общественной безопасности МО назначаются на должность и освобождаются от нее министрами ВД, начальниками управлений ВД субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами МСУ.
В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка на территории МО участвуют:
1) Административная комиссия (образуется для рассмотрения дел о совершении административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ; постоянно действующий коллегиальный орган); законами субъектов РФ определяется участие органов МСУ в формировании и деятельности этих комиссий).
2) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
· обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности;
· организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних;
· подготовку материалов в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
· рассмотрение представлений органа образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения;
· оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
· применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ и субъектов РФ.
2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут образовываться на уровне субъекта РФ и на уровне МО (полномочия по образованию муниципальных комиссий могут быть переданы органам МСУ).
|
|
Муниципальные комиссии:
1) организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
2) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их представителей, связанные с нарушением или ограничением их прав и законных интересов;
3) обращаются в суд за их защитой;
4) вносят предложения в органы опеки и попечительства о поддержке несовершеннолетних;
5) принимают меры по защите несовершеннолетних от физического и психического насилия, всех форм дискриминации, эксплуатации, их вовлечения в совершение антиобщественных действий.
Органы МСУ для обеспечения охраны общественного порядка могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя различные организационно-правовые формы.
Участие граждан в охране общественного порядка может быть:
1) индивидуальным (пропаганда правовых знания; содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений; содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
2) коллективным (членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам; участие в работе народной дружины МО).
Народная дружина МО – одно или несколько формирований жителей МО, созданных в целях оказания содействия органам МСУ и правоохранительным органам в охране общественного порядка (не является общественным объединением; создается и действует в соответствии с уставом МО, другими НПА органов МСУ).
Положение о народной дружине принимает представительный орган МСУ (определяется: порядок создания, структура, порядок назначения руководителей формирований, порядок приема граждан и отчисления, права и обязанности руководителей формирований, порядок взаимодействия с правоохранительными органами, порядок планирования деятельности и предоставления отчетов о деятельности, образцы удостоверений, отличительных знаков, форменной одежды, порядок расформирования и ликвидации).
Народные дружины оказывают содействие правоохранительным органам (в обеспечении личной безопасности граждан; охране общественного порядка; обеспечении сохранности собственности физических и юридических лиц; мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений; обеспечении безопасности дорожного движения; профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений; предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Органы МСУ содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории МО (координацию деятельности правоохранительных органов осуществляют соответствующие прокуроры).
Граждане вправе обращаться в органы МСУ по вопросам реализации и защиты конституционных прав и свобод (органы и должностные лица МСУ обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан и давать ответ по существу таких обращений в течение месяца).
Органы МСУ МО, не имеющих органов ВД, ведут регистрацию граждан.
В ведении органов МСУ также находятся организационно-правовые и иные вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
Органы МСУ принимают меры по обеспечению безопасности дорожного движения (обустройство дорог, находящихся в их ведении; введение временного ограничения ли прекращения движения в целях обеспечения безопасности движения; осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности).
К полномочиям органов МСУ в области пожарной безопасности относятся:
· организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
· участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
· выделение в местных бюджетах расходов на пожарную безопасность;
· создание, реорганизация, ликвидация пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета (муниципальной пожарной охраны);
· содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Органы МСУ могут входить в состав учредителей Фонда пожарной безопасности (не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая в целях реализации мер пожарной безопасности).
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (организуется по территориально-производственному принципу) (руководство ГО на территории МО осуществляют руководители местных администраций).
Основные задачи органов МСУ в области ГО:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, оповещение населения об этих опасностях;
2) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
3) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
4) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
5) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действия или вследствие этих действий;
6) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от этих действий (в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья).
Органы МСУ самостоятельно в пределах границ МО:
1) проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения;
2) проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей;
3) поддерживают в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения об опасностях, защитные сооружения и другие объекты ГО;
4) проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
5) проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
6) создают и содержат в целях ГО запасы продовольствия, медицинских средств, индивидуальной защиты.
Органы МСУ совместно с военными комиссариатами организуют воинский учет и призыв граждан на военную службу (в МО, где нет военных комиссариатов, первичный учет граждан осуществляют органы МСУ).
Призыв на военную службу организует глава органа МСУ совместно с военным комиссаром МО (призыв осуществляет призывная комиссия, создаваемая решением главы органа МСУ).
К ведению МО относятся вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения:
1) организация и осуществление мероприятий по защите населения МО от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО;
3) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб на территории МО (кроме муниципального района);
4) осуществление МО мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни, здоровья.