Принципы категоризации. Базовый уровень категоризации

Категоризация – это мысленное объединение объектов в категории на основании каких-то свойств. Выделяется 3 уровня категоризации в зависимости от степени абстракции: 1) Супер – категориальный (уровень с высокой степенью абстракции); 2) Базовый (уровень средней степени абстракции); 3) Субкатегориальный (уровень низкой степени абстракции). Пример: (1) животное → (2) собака → (3) овчарка.

1. Принцип сферы опыта: В каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.

2) Принцип мифа и поверья (идеальной модели): если существительное обладает характеристикой Х, по которой оно может быть отнесено к определенному классу, но на основе поверья или мифа оно обладает характеристикой У, то оно принадлежит к классу У, а не Х.

3) Принцип важной особенности (специфического знания): если подмножество существительных обладает важной особенностью, которая отсутствует у остальных членов множества, то это подмножество для маркирования важной особенности может относиться к иному классу, чем все множество. Специфическое знание получает при категоризации преимущество перед общим знанием.

4) Принцип центральности: основные члены категории являются центральными – это лучшие представители категории.

5. Принцип цепочечной связи: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.

Отсутствие общих характеристик: в основе категории не обязательно должны лежать общие для всех членов категории характеристики. Вместе с тем общие свойства значимы для характеристики основных элементов категории.

• Категоризация имеет иерархический характер (животное – млекопитающее – собака – охотничья собака - такса).

• Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.

• Характеристики элементов базового уровня:

1. Это средний уровень.

2. Используются в когнитивно нейтральных контекстах.

3. В первую очередь усваиваются детьми.

4. Используются при обучении иностранным языкам

5. Обозначаются однословными непроизводными единицами.

6. Это частотные и нейтральные слова.

Свойства единиц базового уровня категоризации: 1. Функциональные – используются при усвоении языка, при обучении иностранному языку и в экспериментах по узнаванию объектов, эти единицы наиболее активные единицы; 2. Языковые – обозначаются однословными, непроизвольными единицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: