Поведенческие концепции власти

Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления были выдвинуты

в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета,

которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать

политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны

пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку

свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это

человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть

есть политика. Но политика — сфера социального взаимодействия, потому

индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли

людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем

стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть

этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают

люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии,

политические организации, государство. Государственная власть

воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения,

борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти

(рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения,

"сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений

зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы,

вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает

наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре

побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш

состоит в увеличении объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш

определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает,

что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить

их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра

охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не

найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть

самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее

самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из

американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором

всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена

на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком

власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и

предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов,

демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача,

счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить

свои доллары в голоса избирателей, свою собственность — в политическую

власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти. Борьба за власть

мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым

характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны

выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее

истоками всех импульсов человеческого поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: