Форма государственного устройства России
Принятая в 1993 г. Конституция России провозгласила наше государство федеративным.
Российская Федерация состоит из равноправных субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (первоначально в Конституции называлось 89 субъектов, в настоящее время их количество составляет 83).
Необходимая децентрализация и самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют:
– незыблемость территориальной целостности государства;
– равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти;
– единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);
– свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства;
|
|
– верховенство федерального законодательства;
– недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
Наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации; устанавливаются две параллельных системы законодательства – федеральное и субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти.
Вместе с тем, субъекты федерации не обладают суверенитетом и не имеют права выхода из состава РФ; устанавливается единое гражданство; на всей территории РФ граждане обладают равными правами и обязанностями; единый государственный язык, государственная символика, единая денежная единица.
В Конституции России закреплено равноправие ее субъектов. Однако в литературе отмечается, что путем заключения с федерацией двусторонних договоров на практике субъекты устанавливают для себя разный объем правомочий. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется следующим способом: определяются предметы исключительного ведения РФ (ст.71); совместного ведения (ст.72) и исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).
Государственный аппарат российского государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, в него входящих. При чем это не простая совокупность государственных органов, а их система, основанная на единстве целей и задач, стоящих перед ними, а также на единстве принципов организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы РФ» и других нормативных актах.
|
|
Государственный аппарат характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.
Система органов российского государства как федерации представлена двумя уровнями органов власти – федеральным и региональным. В этой системе выделяются законодательные органы, исполнительные (или исполнительно-распорядительные), судебные органы, контрольно-надзорные органы. Особое место занимает Президент, который не входит ни в одну из ветвей власти, общая характеристика его полномочий давалась выше.
На федеральном уровне законодательные органы представлены парламентом – Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Государственной Думы (нижняя палата, формирующаяся путем выборов депутатов населением) и Совета Федерации (верхняя палата, в которую входят по два представителя от каждого субъекта). Только Федеральное Собрание правомочно принимать федеральные законы.
Каждый субъект Федерации имеет свой представительный законодательный орган (называться может по-разному – Областная Дума, Законодательное Собрание и т.п.). Данные органы в пределах своих полномочий принимают региональные законы, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Правительством РФ, которое состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров.
Правительство возглавляет единую систему органов исполнительной власти на всей территории России. Она складывается из федеральных органов исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и органов исполнительной власти субъектов Федерации. В пределах своих полномочий исполнительные органы призваны повседневно выполнять оперативные управленческие функции.
Механизмом реализации судебной власти в Росси является система ее судебных органов, которая включает в себя: Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды; арбитражные и третейские суды.
Основная задача судебной власти – осуществление правосудия. Все судьи обладают равным конституционно-правовым статусом.
Конституционные суды занимают важное место в системе правосудия. На федеральном уровне Конституционный Суд РФ является одним из важнейших органов, осуществляющих судебную власть. Впервые он был образован в 1991 г., формируется Президентом РФ, который представляет кандидатуры для назначения на должность судей, и Советом Федерации, утверждающим их после обсуждения.
Конституционный Суд РФ (КС РФ) наделен довольно широким объемом полномочий. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также любых нормативных актов субъектов Федерации, изданным по вопросам, отнесенным к исключительному ведению органов власти РФ и совместному ведению с органами власти субъектов РФ; договоров между Федерацией и ее субъектам, а также договоров между субъектами Федерации; международных договоров РФ, не вступивших в силу.
Кроме того, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции (например, возникающие между различными федеральными органами власти); проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле; обладает исключительным правом толкования Конституции РФ; правомочен давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
|
|
Все решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, общественных объединений.
Суды общей юрисдикции наиболее многочисленны и разнообразны по характеру. К ним относятся: Верховный Суд РФ (ВС РФ), верховные суды республик, краевые и областные суды, городские (районные) суды, мировые суды и ряд других. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, вытекающие из трудовых и административных правоотношений.
Верховный суд РФ находится во главе судов данной юрисдикции, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В связи с этим Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Арбитражные суды представляют собой самостоятельную систему судебных органов, тесно связанную с национально-государственным и административно-территориальным устройством государства. В эту систему входят: Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ); высшие арбитражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области и автономного округа. На районном уровне арбитражные суды не создаются.
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам между организациями, индивидуальными предпринимателями, а также по спорам, возникающим из правоотношений в сфере управления (споры о взыскании с организаций и предпринимателей штрафов и т.д.), и некоторые иные категории дел.
Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. По отношению к ним ВАС РФ выступает как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами; осуществляет надзор за их деятельностью в предусмотренных законом процессуальных формах; дает разъяснения по вопросам судебной практики.
|
|
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция РФ предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Центральный банк РФ; прокуратура РФ; Центризбирком РФ.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия.
Прокуратура России составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором России. К органам прокуратуры относятся также военные и другие специализированные прокуратуры (например, по надзору за законностью в местах лишения свободы).
Правовое положение, в том числе административно-правовой статус, прокуратуры Российской Федерации определяется Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет следующие полномочия:
– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Деятельность прокуратуры реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.
В систему государственных органов входят также органы налоговой полиции, органы таможенного контроля, государственные нотариальные конторы и др.
Нотариат представляет собой систему органов, в функции которых входит засвидетельствование документов и их копий, удостоверение сделок, договоров, доверенностей, оформление наследственных прав, принятие мер к охране наследственного имущества и т.д. Основной задачей нотариата является охрана прав и законных интересов граждан и организаций, оказание им содействия в осуществлении этих прав и интересов, обеспечение законности и правопорядка. Деятельность нотариата осуществляется с соблюдением тайны совершаемых нотариальных действий.
Важным и весьма специфическим институтом современного демократического государства является институт «омбудсмена» – Уполномоченного по правам человека. Законодательство РФ определяет его как гаранта в виде государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным по правам человека, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения. Независимость деятельности Уполномоченного гарантируется его иммунитетом.
К основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, условий содержания подозреваемых в местах предварительного заключения и т.д.
Особая роль в обеспечении законности и защите правопорядка принадлежит органам внутренних дел. Милиция (полиция) обеспечивает общественный порядок и безопасность граждан, борется с преступностью.
Определенную роль в системе государственных органов играют вспомогательные, обслуживающие структуры, а также разного рода государственные учреждения, предприятия, организации и публичные службы. Это, прежде всего, государственные организации, учреждения, службы, призванные оказывать общественные услуги, но не наделенные полномочиями властного характера: системы телефонной и почтовой связи, транспортные и энергетические системы, научные и образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и т.д.
В систему механизма государства входят и особые государственные учреждения, способствующие реализации принимаемых государственными органами решений. Речь идет о системе принудительных учреждений, исполнительном аппарате судебных, других правоохранительных органов (судебные исполнители, судебные приставы, тюремные надзиратели и т.д.).