Администрация Президента РФ. Классификация органов государственной власти

Классификация органов государственной власти

Для того чтобы начать говорить о классификации органов государственной власти, стоит еще раз обратиться к понятию орган государства. Орган государства — это юридически офор­мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочия­ми и необходимыми материальными средствами для осуществ­ления в пределах своей компетенции определенных задач и функ­ций государства.

Можно привести большое количество классификаций орга­нов государственной власти, все зависит от основания. Остано­вимся на самых основных.

По уровню деятельности различают федеральные органы и ор­ганы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собра­ние РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федераль­ные органы исполнительной власти и суды РФ.

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразде­ляются на четыре вида:

1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законода­тельных актов;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятель­ности которых — исполнительно-распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие
и уполномоченные применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит
в проверке соответствия актов и действий государственных
и иных органов, их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются без ограничения срока

действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.
В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных законов, федеральных за­конов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) законодательных актов субъектов РФ.

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования, другие — представлены од­ним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федераль­ное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Одна­ко в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Напри­мер, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Гене­ральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации госу­дарственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность

Президент РФ является главой государства и гарантом Кон­ституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в ка­честве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направле­ния внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях; осуществляя руководство внешней поли­тикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает веритель­ные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатиче­ских представителей, а также реализует многие другие полномо­чия, присущие главе государства.

Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей госу­дарственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гаран­тированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государст­венной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подпи­сывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием зако­ны; представлять Государственной Думе кандидатуры на долж­ность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представ­лять Совету Федерации кандидатуры для назначения на долж­ности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генераль­ного прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов.

Перечисленные конституционные полномочия Президента позволяют сделать вывод об особом и своеобразном положении Президента РФ в системе государственной власти в России, осу­ществляемой на основе ее разделения на различные ветви власти и виды государственной деятельности. И суть этого своеобразия в том, что по своему организационно-правовому статусу, преро­гативам и полномочиям должность Президента не может быть от­несена полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти, он явно возвышается над всеми ветвями власти, но при этом имеет весьма серьезное и непосредственное касательство к тем или иным вопросам и аспектам организации и функционирования каждой из них.

Сущностная характеристика правового статуса Президента, однако, не может быть ограничена вышеперечисленными его прерогативами и полномочиями как главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечить согласованное функ­ционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти. Наибольшую прикосновенность вся деятельность Прези­дента РФ имеет все же к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он наделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочия­ми. В соответствии с гл. 4 Конституции РФ Президент России назначает с согласия Государственной думы Председателя Пра­вительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимает решение о его отставке; по пред­ложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров; утверждает военную доктрину государства, наз­начает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооружен­ными Силами государства; при определенных обстоятельствах и в установленном Конституцией РФ и федеральным конститу­ционном законом порядке вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное поло­жение. Все это позволяет говорить об особом управленческом статусе президентской власти в сравнении и взаимосвязи с властью правительственной, являющейся в организационном плане чисто исполнительной управленческой властью по своему характеру и содержанию. Поэтому есть все основания утверж­дать, что Президент в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции РФ является также высшим носителем, организатором и руководителем исполнительной власти в стране, которую он разделяет как непосредственно и персонально, так и через Государственный совет РФ, Адми­нистрацию Президента РФ и государственные органы прави­тельственной исполнительной власти.

Об Администрации Президента РФ можно говорить в широ­ком и узком смысле этого слова. В широком смысле к ней относят­ся формируемое им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральной исполнительной власти (органами государственного управления) и все президент­ские структуры его Администрации. В узком же смысле речь идет лишь о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении Администрации Пре­зидента РФ, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собственном смысле действует на основе утверждаемого его ука­зами «Положения об Администрации Президента РФ» и имеет сложную разветвленную структуру. Администрация Президен­та РФ является государственным органом, обеспечивающим дея­тельность Президента РФ и осуществляющим контроль испол­нения его решений, и действует в составе руководителя Адми­нистрации Президента РФ, двух заместителей руководителя Администрации Президента РФ — помощников Президента РФ, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной думе Федерального Соб­рания РФ, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также са­мостоятельных Подразделений, которые состоят из департамен­тов. Администрации Президента РФ к коим относятся: Аппарат Совета безопасности РФ (на правах управления), аппараты пол­номочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления), аппарат советников Президента РФ, Государственно-правовое управление Президента РФ, Канцеля­рия Президента РФ (на правах управления), Контрольное управ­ление Президента РФ, Референтура Президента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя Администрации Прези­дента РФ (на правах управления), Управление Президента РФ по внешней политике, Управление Президента РФ по внутрен­ней политике, Управление Президента РФ по кадровым вопро­сам и государственным наградам, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, Управление Президен­та РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Управ­ление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по работе с обра­щениями граждан, Управление пресс-службы и информа­ции Президента РФ, Протокольно-организационное управле­ние Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ.

Руководитель Администрации Президента РФ и помощники Президента РФ подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации Президента РФ координирует деятельность помощников Президента РФ и распределяет вопросы, относя­щиеся к их ведению. Заместители руководителя Администра­ции Президента РФ, помощники Президента РФ по поручению руководителя Администрации Президента РФ осуществляют кадровые назначения в Администрации Президента РФ, решают иные организационные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: