Развитие гуманистического подхода к образованию в истории педагогики

Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип его гуманистической направленности. Он выражает необходимость сочетания целей общества и личности при несомненном приоритете интересов личности.

Принцип гуманного подхода в организации воспитания и обучения предполагает любовь к ребёнку, сочетание уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему. Г. Песталоцци говорил: «Воспитывающее влияние на людей прямопропорционально любви к ним».

Доброжелательность, понимание, уважение, стремление помочь человеку – ценности педагога, получившее новое развитие в идеях современного гуманизма.

Гуманистическая модель образования начала складываться во времена античности. Её основа – гуманистический подход к ученику, помощь формировании его как личности, уделяется внимание его адаптации, подготовки к жизни. Развитие и саморазвитие, творчество ученика, самореализация, субъективность – ядро гуманистической модели образования. Одна из основных установок – равенство ребёнка и взрослого в праве познавать мир без ограничений. Известный педагог-мыслитель Я.А. Коменский вывел знаменитое положение «Учить всех всему». Педагогу интересен каждый воспитанник, проявление и развитие его индивидуальных свойств.

Гуманистическая модель образования прослеживается в деятельности Сократа (философ в древней Греции, учил своих учеников вести диалог, логически мыслить), философов-мыслителей эпохи Возрождения 14-16 века Т. Кампанеллы, М. Монтеня (Идея всестороннего развития личности, соединение образования, воспитания и производительного труда), в идеях Ж.-Ж. Руссо (18 век Его идея- природное совершенства детей. Воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам), в педагогической деятельности Г. Песталоцци (18 век. Цель обучения- развитие человечности, гармоническом развитии всех сил и способностей человека), Я. Карчака, К.Н. Вентцеля, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского (20 век. Идея: творческое отношение педагога к профессиональной деятельности, глубокое знание духовной жизни и особенности развития каждого ребёнка), Я.А. Коменский ( 17 век. Чешский педагог. Метод обучения не отвращал детей от знаний, а возбуждал в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие без скуки, окриков и побоев).

В гуманистической модели учитель и ученик находятся в состоянии сотрудничества, совместно определяют цели деятельности, её содержание, формы и критерии оценки. В рамках гуманистического подхода существуют различные направления, но их объединяет ценностное отношение к детству как к уникальному периоду жизни человека. Развитие ребёнка- главная задача образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: