Педагогическая коммуникация. Коммуникативная культура профессионала

Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а так же эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.

Стили педагогического общения: (по В.А.Кан-Калик)

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;

2. Общение на основе дружеского расположения (увлечённость общим делом);

3. Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения (прослеживается дистанция во всех сферах);

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;

5. Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Коммуникативные педагогические приёмы, способствующие успешному общению:

1. Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);

2. Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;

3. Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;

4. Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;

5. Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;

6. Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

7. Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.

Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:

1. Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;

2. Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;

3. Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;

4. Предоставлять ученикам возможность «собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;

5. Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;

6. Критика собственных ошибок;

7. «Игровая провокация» (Что-то Иванов недоверчиво улыбается при твоём ответе, Петров. Докажи ему, что ты прав!))

Профессионально-важные качества для общения с классом:

1. Интерес к ученикам, наличие потребности и умения общения с ними;

2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания учеников;

3. Гибкость в общении;

4. Умение поддерживать обратную связь(диалог);

5. Умение управлять собой (психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением и тд);

6. Способность к спонтанности;

7. Умение прогнозировать педагогические ситуации;

8. Вербальные способности (культура, развитость речи, богатая лексика, тд);

9. Педагогическая импровизация;

10. Педагогические переживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: