Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит лёгкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а так же эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.
Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.
Стили педагогического общения: (по В.А.Кан-Калик)
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
2. Общение на основе дружеского расположения (увлечённость общим делом);
3. Общение-дистанция – самый распространённый тип педагогического общения (прослеживается дистанция во всех сферах);
4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
5. Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.
Коммуникативные педагогические приёмы, способствующие успешному общению:
1. Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (неуверенность в общении, неловкость, подавленность, скованность, коммуникативная заторможенность);
2. Создание на занятии атмосферы защищённости при общении ученика с преподавателем;
3. Одобрение, поддержка самой попытки ответа, самого факта участия в диалоге;
4. Одобрение практики обращения учащегося за помощью преподавателя или товарищам;
5. Поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
6. Создание условий при ответе учащегося с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
7. Недопущение действий со стороны отдельных учащихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятиях.
Приёмы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
1. Оказание помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
2. Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
3. Заинтересованное внимание к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
4. Предоставлять ученикам возможность «собраться с мыслями», оправдать нетерпение «поднятой руки»;
5. Поощрение учеников перед классом за проявленную инициативу;
6. Критика собственных ошибок;
7. «Игровая провокация» (Что-то Иванов недоверчиво улыбается при твоём ответе, Петров. Докажи ему, что ты прав!))
Профессионально-важные качества для общения с классом:
1. Интерес к ученикам, наличие потребности и умения общения с ними;
2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания учеников;
3. Гибкость в общении;
4. Умение поддерживать обратную связь(диалог);
5. Умение управлять собой (психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением и тд);
6. Способность к спонтанности;
7. Умение прогнозировать педагогические ситуации;
8. Вербальные способности (культура, развитость речи, богатая лексика, тд);
9. Педагогическая импровизация;
10. Педагогические переживания.