Конституция запрещает принудительный труд, а также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.
Каждый человек имеет право на отдых: федеральным законом устанавливается продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В какой мере могут быть ограничены права человека и гражданина в России?
Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):
- защита основ конституционного строя;
- защита нравственности;
- защита здоровья;
- защита прав и законных интересов других лиц;
|
|
- обеспечение обороны страны;
- обеспечение безопасности государства.
Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права».[3] Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.
БИЛЕТ 13
Каковы основных направления деятельности уполномоченных по правам человека?
А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:
нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников - предоставление ими качественных публичных услуг населению;
предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;
снижение уровня коррупции.
Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.