Исправление измеренных глубин. Изолиния глубины

Измерение глубин на корабле производится с помощью специального электронавигационного прибора – эхолота.

Навигационный эхолот предназначен для измерения глубин в целях обеспечения безопасности плавания корабля. Принцип измерения глубины эхолотом сводится к измерению промежутка времени t, в течении которого ультразвуковой импульс, посланный с корабля в сторону дна, пройдет от вибратора – излучателя до морского дна и отразившись от него возвратится к кораблю – вибратору – приемнику: (1)

Н = 1/2 Cо t, (1)

где Н – глубина моря;

Cо – вертикальная скорость звука в воде (как правило, эхолоты рассчитываются на

Со = 1500м/с)

Индикация на эхолоте измеренного промежутка времени осуществляется вспышкой неоновой лампы против деления его шкалы, соответствующего измеренной глубине или отметкой на ленте самописца. В более современных эхолотах применяется электронная цифровая индикация.

Измерение глубины эхолотом сопровождается рядом систематических погрешностей, которые необходимо уменьшать введением соответствующих поправок.

Инструментальные погрешности сводятся до минимума регулировками эхолота и их можно не учитывать.

Существенное значение имеют поправки с помощью которых учитывается влияние внешних факторов. Такими поправками являются:

· Поправка на наличие фактической скорости звука в воде от скорости, на которую рассчитан эхолот:

ΔНс = Нэ (С/Со – 1) (2)

где С – фактическая скорость звука в воде м/с;

Со – скорость звука, на которую рассчитан эхолот (1500 м/с)

· Поправка на величину углубления вибраторов от уровня моря . Из (Рис. 1) видно что глубина моря Н отличается от глубины, измеренной эхолотом, на величину погружения вибраторов, которая определяется по осадке корабля;

Рис.1

· Поправка на колебание уровня моря ΔНу, всегда отрицательная, определяется с помощтаблиц приливов.

Таким образом исправленное значение глубины будет иметь вид.

Н = Нэ + ΔНс + hв – Δ Ну (3)

Как уже известно для определения места корабля измеряются различные навигационные параметры. Каждому измеренному навигационному параметру соответствует определенная изолиния.

При измерении двух навигационных параметров получают две навигационные изолинии, в точке пересечения которых находится обсервованное место корабля.

Измеренная и исправленная поправками глубина также является навигационным параметром. Изолинией, соответствующей измеренной глубине, является изобата –линия, соединяющая точки равных глубин. В момент измерения глубины корабль находится на этой изолинии – изобате.

На морской навигационной карте приведены изобаты для различных значений глубин:

5м, 10м, 20м, 50м, 100м, 500м и т.д. Они нанесены тонкими синими линиями. В отдельных местах изобату имеют разрывы, в которых дано значение глубины моря на данной изобате.

Таким образом, после измерения глубины с помощью эхолота штурман должен на карте найти изобату, соответствующую измеренной глубине, эта изобата и будет изолинией, на который находился корабль в момент измерения глубины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: