Эстетизм в языкознании

Эстетическая теория сложилась под влиянием идей Гумбольдта, который рассматривал язы как духовную творческую деятельность, неотделимую от духовной и интеллектуальной истории народа.

Наиболее известным представителем эстетического направления в языкознании был немецкий лингвист Карл Фосслер, который считает, что единственная реальность - это речь индивида - духовное творчество личности, служащее средством выражения ее интуиции и фантазии. Главная функция языка, по Фосслеру, - экспрессивно-эстетическая, или стилистическая. Стилистика изучает различные способы выражения содержания при помощи языка. Фосслер считает, что язык - это один из индивидуальных «творческих» способов выражения, находящийся в одном ряду с такими видами искусства как живопись, танец, архитектура, музыка, то есть язык это вид искусства. Теорию искусства изучает эстетика, значит, языкознание - раздел эстетики. Стилистика должна стать центральной лингвистической дисциплиной.

Таким образом, правильно обратив внимание на одну из важных функций языка, Фосслер абсолютизировал ее: каждый человек есть творческая личность. Она должна быть сугубо индивидуальна. Если в языке есть что-то социальное, то это пассивная сторона, это отрицательное явление, с которым нужно бороться. Все элементы языка по своему происхождению — это стилистические средства выражения, который со временем могут стать грамматическими - то есть общим безликим шаблоном, принятым пассивной массой говорящих..

Общим для людей является лишь дар речи. Все остальное индивидуально. Поэтому языку нельзя научить. Можно только разбудить спящий дар речи.

Эстетизм в языкознании способствовал развитию стилистки, изучению языка писателей, шире художественной литературы. К. Фосслер исследовал связь языка с религией, наукой, поэзией, пытается установить связь между явлениями языка и особенностями культуры различных эпох («Культура и язык Франции»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: