Нет единого мнения «правовая помощь»

1. Помощь, которая оказывается иностранными гос-венными органами при рассмотрении конкретного уголовного дела и заключается в исполнении определенных процессуальных актов или в передаче документов (Ф.Маркуш).

2. Совокупность мер, посредством которых одно гос-во представляет другому гос-ву содействие своих судебных институтов в расследовании, судебном рассмотрении или наказании за совершенное преступление (К.Ломбуа).

3. Процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных гос-в в соответствии с положениями межд-х дог-ров (П.М. Бирюков).

4. Система нормативного (конвенционного) регулирования и организационных (институционных) средств, имеющих целью взаимное признание и равное обеспечение личных и имущественных прав индивидов и юридических лиц одного гос-ва на территории другого, в связи с тем предусматривается сотрудничество соответствующих учреждений (Г.В. Игнатенко).

5. Взаимодействие органов гос-в с целью отправления правосудия и решения других правовых вопросов в рамках национальных правовых систем, защиты законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляемое в соответствии с нормами МП, внутригос-венного права и в порядке взаимности (В.Г.Киселев).

6. Выполнение судами и другими учреждениями юстиции по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий по гражданским и уголовным делам (Н. Марышева).

Правовая помощь по уголовным делам – это осуществление компетентными органами одного гос-ва по запросу другого гос-ва или межд-ого органа процессуальных или иных действий, выполнение которых необходимо для целей уголовного преследования.

Широкое понимание включает в правовую помощь: - вручение документов;- передачу доказательств;- помощь в получении доказательств (рег на межд.ур-не);- экстрадицию и передачу для целей межд-ого правосудия;- передачу осужденного в страну своего гражданства (осущ.отд.межд.дог-ми).

Итак, правовую помощь образует осуществление следующих действий по запросам компетентных органов иностранных гос-в: вручение документов (например, повесток о вызове в суд), передача доказательств (например, документов, вещественных доказательств, орудий преступлений), помощь в получении доказательств (опросы свидетелей, проведение экспертиз).

Сотрудничество в этой сфере идет только на региональном или двустороннем уровне. Среди региональных дог-ров можно назвать Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.).

Основания оказания правовой помощи 1)межд.дог-ры 2) Взаимность как основание оказания правовой помощи базируется на международной вежливости (comitas gentium). Таким образом, взаимность предполагает решение вопроса об оказании правовой помощи в каждом случае индивидуально.

Международные дог-ры об оказании правовой помощи не просто являются основаниями для ее оказания, но и предусматривают ряд важным моментов:

- порядок пересылки документов; 1. Путем непосредственных сношений органов между собой.

2. Путем обращения через центральные учреждения юстиции.

3. Дипломатический порядок.

- требования к запросу и язык составления;

- основания отказа в оказании правовой помощи.

Порядок оказания правовой помощи определяется в зависимости от конкретного случая и применимого межд-ого дог-ра. Оказание правовой помощи на условиях взаимности всегда предполагает использование дипломатического порядка.

Требования к запросу об оказании правовой помощи касаются как реквизитов такого запроса (наименования запрашивающего и запрашиваемого органов, подписи и печати с удостоверением, обязательное приложение ряда документов), так и требований к его содержанию (указание на дело, находящееся в производстве, и изложение его фабулы, формулирование существа просьбы, сведения о лицах, фигурирующих в деле). Запрос опять же должен составляться в соответствии с тем международным дог-ром, который применяется в данном случае. Язык оформления поручения – язык запрашиваемого гос-ва, общий язык сотрудничества (английский или французский для Совета Европы, русский для Содружества независимых гос-в) или специально указанный гос-вом (например, Япония принимает запросы, составленные на английском или французском языках).

Основаниями отказа в оказании правовой помощи чаще всего выступают: ущерб суверенитету и безопасности запрашиваемого гос-ва, противоречие его законодательству.

Расходы по оказании правовой помощи несет каждая сторона самостоятельно. Взыскание расходов невозможно. Однако гос-ва могут дог-риться и об ином, если, например, нужно провести дорогостоящую экспертизу.

Кроме того, в законодательстве гос-в могут присутствовать специальные нормы, касающиеся вопросов оказания правовой помощи по уголовным делам (например, раздел XVIII УПК РФ). Эти нормы регулируют тот же круг вопросов, что и международные дог-ры, могут конкретизировать и дополнять это регулирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: