Международные механизмы защиты прав человека

Универсальная система защиты прав человека сложилась в рамках ООН, и в ней участвуют все гос-ва. Универсальный механизм раскрывает деятельность межд-х организаций и системы их органов, наделенных функциями контроля за соблюдением прав и основных свобод и защиты в случаях их нарушения.

Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, а также специальные органы: Совет по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств и другие.

Большую роль в защите прав человека в последнее время играют неправительственные организации. К последним относятся Межд-й комитет красного креста (МККК), Международная Амнистия и др.

В рамках Совета Европы создана и функционирует эффективная система прав человека. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод создан Европейский суд по правам человека.

Страны – члены Содружества Независимых Гос-в приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех гос-в – членов СНГ. Комиссия СНГ по правам человека, созданная на основании ст. 33 Устава СНГ, наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя гос-вами - членами в рамках Содружества.

Механизмы защиты в рамках различных межд-х организаций имеют много общего: доклады гос-в о принятых мерах по реализации прав человека ежегодные или по запросу уполномоченного органа, посещение экспертами организаций гос-в - участников, процедуры рассмотрения межгос-венных жалоб. Ррассмотрение споров о толковании конкретных положений межд-х документов по правам человека. Международные организации осуществляют также контроль за выполнением гос-вами рекомендаций, решений межд-х органов.

Рассмотрения индивидуальных жалоб. Международные акты предоставляют право частным лицам обращаться с жалобой в международные органы. Протокол № 11 к Европейской Конвенции закрепил право на индивидуальную жалобу в качестве общепризнанного и обязательного. Юрисдикция Европейского Суда является обязательной, компетенция Комитета по правам человека имеет факультативный характер (ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах). В Комитет по правам человека частные лица могут обращаться с жалобами на РФ с 1992 года. РФ признала обязательной ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и право граждан на индивидуальное обращение.

В соответствии со ст. 34 Европейской Конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой.

Европейская практика имеет особенности. В Европейский Суд может подать жалобу «косвенная» или «потенциальная» жертва. Прямым родственникам заявителя после его смерти, разрешили объявить себя «жертвами» нарушения и вести дело от собственного имени.

Жалоба должна быть подана только против действий или решений гос-ва (гос-венных органов власти). Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц и негос-венных учреждений.

Индивидуальные жалобы в межгос-венные органы по защите прав человека должны отвечать определенным критериям приемлемости.

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы

Европейский Суд рассматривает жалобы на нарушение лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются.

В качестве определяющего условия подачи индивидуальной жалобы и Конституция РФ (ст. 46) и Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст.2), и Европейская Конвенция (ст. 35) формулирует требование об исчерпании всех внутригос-венных правовых средств защиты. Прежде всего, гос-во – участник должно самостоятельно обеспечить защиту прав и свобод человека. Международные органы не являются апелляционной инстанцией по отношению к национальным судебным органам. При решении вопроса о том, какие внутренние средств защиты подлежат исчерпанию в каждом конкретном деле, учитывается доступность, целесообразность и эффективность этих средств.

В практике Суда сложился подход, согласно которому, если средства защиты, имеющиеся на национальном уровне, являются неэффективными, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой, не требуется их исчерпания. Существующие прецеденты в отношении оспаривания закона этой страны объективно не дают шансов на то, чтобы выиграть дело, если его существо прямо относится к нарушениям, в отношении которых местные суды уже приняли определенную позицию.

Срок подачи жалобы. В международные органы индивидуальная жалоба может быть подана в любое время. Исключением является Европейский Суд по правам человека. Статья 35 Европейской Конвенции требует от заявителей подавать свои петиции в Суд в течение 6 месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Согласно практике Европейского Суда окончательным решением является решение кассационной инстанции. Моментом, с которого начинается отчет времени, является не всегда день принятия решения. Это может быть и дата, когда заявитель узнал об этом решении.

Суд (в соответствии со ст. 3 Факультативного Протокола - Комитет по правам человека соответственно) не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, которая:

- является анонимной;

- является по существу той же, которая уже была рассмотрена Судом, или является предметом другой процедуры межд-ого разбирательства, и не содержит относящейся к делу новой информации;

- является явно необоснованной;

- представляют собой злоупотребление правом подачи жалобы.

Межд-й орган может на любой стадии принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, определив ее как неприемлемую. Решение относительно приемлемости жалобы окончательное и не подлежит обжалованию.

Индивидуальные жалобы, как и межгос-венные заявления подаются в межгос-венные органы по защите прав человека на специальном бланке (формуляре). Однако, рассмотрение дела может начаться с получения телекса, факса, телеграммы и телефонограммы, которые в последующем будут подтверждены письменным обращением. Жалоба подается на языке заявителя, однако само рассмотрение ведется на английском или французском языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: