В качестве потребителей выделяются:
- домашние хозяйства;
- ассоциированные потребители, идентифицирующие себя как группа индивидом, принимающих совместное решение относительно покупок;
- государство.
Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени.
Концепция полезности опирается на следующие фундаментальные предположения:
- полезность выражает субъективную оценку ценности блага;
- каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности;
- теория потребительского выбора исходит из допущения о том, что полезности разных благ сопоставимы;
- потребители способны проводить сопоставление разных благ. Эта способность выражается в потребительских предпочтениях, которые применяются в качестве инструмента соизмерения полезности благ.
Потребительские предпочтения – это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения и основанные на субъективной оценки потребителем полезности благ, четко определенные и устойчивые во времени предпочтения потребителя, последовательно применяемые им при выборе между благами.
Потребительский выбор – это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.
Это определение потребительского выбора опирается на предположении о суверенитете потребителя, который выражает независимость потребителей в отношении осуществляемого ими выбора и указывает на то, что объем и структура спроса отдельно взятого потребителя не зависят от структуры и объемов спроса других потребителей. Другими словами – это власть потребителей над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителей и реализуются ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора.
В современной теории потребительского выбора, кроме фундаментальных предположений предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;